Номер 31 (927), 22.08.2008

НАРУШАЮТ ВСЕ!

Правила дорожного движения нарушают очень многие водители - такой вывод делают сотрудники ГАИ. Впрочем, для того, чтобы заметить "беспредел" на дорогах, не нужно быть профессионалом.

Нарушают правила как те, кто сидит за рулем, так и те, кто переходит дороги, ругая при этом друг друга. Я сама не являюсь исключением: когда нахожусь за рулем, мысленно посылаю нелестные эпитеты людям, пытающимся прошмыгнуть между машинами, к примеру, на Привокзальной площади, а когда перехожу дорогу, то же самое думаю о водителях, которые не пропускают пешеходов, поворачивая на зеленый сигнал светофора.

Среди наших граждан бытует мнение, что в других странах водители относятся к пешеходам более уважительно, чем у нас: сразу останавливаются, как только перед машиной возник человек. С одной стороны, доля правды в этом есть, и свидетельством тому - такой случай. Во время стажировки в Лондоне наш коллега искал хороший ракурс, чтобы сфотографировать один из памятников. Примеривался, чтобы объект полностью попал в объектив. В конце концов, он просто лег на асфальт (который там настолько чист, что можно не опасаться за свою одежду) и стал фотографировать из положения лежа. Когда он, наконец, отвлекся от фотографирования, с удивлением заметил, что лежит на проезжей части, и несколько автомобилей терпеливо ждут, пока он встанет. При этом ни один из водителей не ругался и не сигналил. У нас такую картину даже и представить себе невозможно. Но, с другой стороны, за переход улицы в неположенном месте в цивилизованных странах вы заплатили бы такой штраф, что навсегда прекратили бы попытки пересечь проезжую часть вдали от светофора или на его красный сигнал.

Сведения, которые ежедневно рассылает пресс-служба ГАИ, напоминают сводки с фронта: количество погибших, пострадавших, число происшествий. Я нередко выезжала на дежурство с сотрудниками ГАИ. На этот раз я наблюдала за работой экипажа на улице 25-й Чапаевской дивизии угол Гайдара.

- Здесь установлен знак, указывающий, что если водитель занял крайний правый ряд, он должен повернуть только направо, на Гайдара, ехать прямо он не имеет права. Если повернет направо из левого ряда - тоже нарушение, - говорит прапорщик взвода по обеспечению сопровождения управления ГАИ в Одесской области Александр Гаврилаш.

Во время нашего разговора светлая "Тойота", игнорируя знак, проехала из левого ряда прямо. Сотрудник ГАИ остановил автомобиль и начал составлять протокол. Я подошла к водителю и спросила, почему он нарушил правила. До этого я часто задавала такой вопрос, когда наблюдала за работой милиции. И всегда получала вежливые ответы: не заметил знак, спешил, самые откровенные говорили, что не увидели сотрудников ГАИ, иначе бы ехали по правилам. Но этот нарушитель оказался откровенным хамом, он сказал, что это не мое дело, и отчитываться он будет не передо мною, а перед инспектором. Да еще и пригрозил подать в суд на телекомпанию, которая так же работала на месте, если по телевидению покажут его физиономию или документы.

По словам Александра Гаврилаша, автомобилисты нарушают правила очень часто. Смена экипажа ГАИ длится 8 часов, за это время составляют в среднем 7-8 протоколов. Часто водители пытаются дать деньги, но, по словам Александра Гаврилаша, это, скорее, не взятка, а попытка сэкономить время. Многие спрашивают, когда вернется старая система уплаты штрафа на месте, чтобы не нужно было терять время в судах.

В летний период количество автомобилей в Одессе значительно увеличивается, поэтому в город приезжают дополнительные экипажи из близлежащих районов области. Например, в начале августа одесским сотрудникам ГАИ помогали 16 экипажей их коллег.

Ирина ДОЛМАТОВА.