Номер 12 (908), 4.04.2008

МОРСКОЙ ВЗГЛЯД НА ЕВРО-2012

В последнее время нет-нет да появляются статьи в средствах массовой информации с тревогой о том, что существует реальная угроза отнятия у Украины чемпионата по футболу. А 29 февраля на передаче программы "Свобода с Савиком Шустером" один из подростков, участвовавших в этой передаче, недвусмысленно высказал сомнение в адрес Евгения Червоненко по поводу того, что он едва ли сможет осуществить своевременную и качественную подготовку к чемпионату, и что в связи с этим реальная угроза потери Украиной права на проведение чемпионата существует.

В программе подготовки к чемпионату одесситов интересует в том числе и более узкая проблема - как будет подготовлен морской терминал в связи с прибытием в Одессу большого количества пассажирских круизных лайнеров со всего мира в дни проведения футбольного чемпионата Евро-2012 в Украине и в Польше.

Как к этому приему будет подготовлен морской вокзал? Состояние экологической ситуации свидетельствует о катастрофическом загрязнении воздуха в городе. Факты свидетельствуют, что Одесса в последние десятилетия советской власти развивалась не как курортный город и даже не как обычный, а как промышленный. В Одессе была сконцентрирована огромная масса промышленный предприятий, и только 196 из них в настоящее время представляют отчетность по вредным выбросам в атмосферу. К сожалению, наблюдается ежегодное увеличение выбросов от стационарных источников загрязнения: в 2003 г. в воздух поступило 7,7 тысяч тонн загрязняющих веществ, в 2004 - 9,9, в 2005 - 21 тысяча тонн и т. д. Таким образом, идет систематическое ухудшение состояния воздуха в Одессе. Главными загрязнителями являются одесская ТЭЦ, ж/д станция Одесса-Главная и Одесский порт.

В течение 50 лет бывшее руководство ЧМП осуществляло политику строительства отсталых, отживших по техническим показателям судов-сухогрузов (в то время как весь мировой флот развивался в соответствии с требованиями контейнерной революции). А затем, чтобы разгрузить огромное скопление судов на рейдах портов, в авральном режиме номенклатурные руководители построили порт Южный с преступной отгрузкой аммиака вблизи Одессы; Белгород-Днестровский порт построили в районе постоянно действующей заносимости илом подходного канала. Проблемой Одесского порта в перспективе является развитие контейнерного терминала ,что еще более загрязнит воздух в Одессе выхлопными газами от большого количества грузового автотранспорта для ввоза и вывоза контейнеров по эстакадам, не говоря уже о складировании контейнеров на территории порта, которые не будут успевать вывозить с территории порта в связи с его ограниченными территориальными возможностями. Это непозволительно с двух позиций. Первая - недопустимая задержка контейнеров в порту, в то время как они должны быть в постоянном движении по законам контейнеризации. Вторая - ограничение возможностей для туристов, т. к. наряду с загрязнением воздуха от грузового автотранспорта создастся загазованность от пассажирских автобусов дня вывоза туристов с морвокзала в город. Можно себе представить, как будет выглядеть Одесский морской порт в 2012 г. Огромный поток автобусов, столпотворение туристов на морвокзале и невозможность попасть в город другим путем, кроме автобуса. Огромная масса людей на морвокзале будет задыхаться. В этот "букет" добавит свою мощную струю огромный парк автобусов, который будет обслуживать туристов с плотно ошвартованных пассажирских лайнеров к причалам морского вокзала. Придется не только закупать противогазы, но и, пожалуй, закупать и располагать по периметру пассажирского терминала переносные медицинские пункты и устройства с кислородными баллонами для приведения в чувство задыхающихся людей.

Учитывая, что предстоят в недалекой перспективе тяжелые обстоятельства по загазованности всего пассажирского комплекса в районе морского вокзала, я как специалист - бывший заместителем начальника пассажирского флота ЧМП в 1968-1970 гг. и капитан больших пассажирских судов в 1994- 1998 гг. под флагами Кипра и Панамы, а также как лектор и автор научных статей по экологии, например, "Человек в цепочке "техника-технология-окружающая среда" (матер. XI междунар. Научно-технической конференции, 9-13 июня 2003 г., гор. Щелкино, АР Крым) предлагаю следующее.

Чтобы предупредить и не допустить скандала, могущего иметь международный резонанс, предлагаю в срочном порядке рассмотреть мою идею-предложение - построить два "тещина мосточка" в районе морвокзала, соединив "предбанник" эстакады с бульваром Фельдмана (предбанник - это часть эстакады, ведущей от ул. Приморской к морвокзалу и который сооружен над железнодорожными путями, расположенными между морвокзалом и Приморской улицей). Предлагаемые два мосточка (или два эстакадных моста) позволят пересекать ул. Приморскую на уровне эстакады и при этом не будут нарушать целостность и красоту Потемкинской лестницы. Если смотреть на море спиной к Потемкинской лестнице, то левый "тещин" мостик от эстакады примкнет к склону бульвара рядом с Потемкинской лестницей на высоте уровня эстакады, не нарушая ее вида. Такой же мостик справа от Потемкинской лестницы расположится, не касаясь входного помещения фуникулера, затем от мостика по прямой пройдет небольшая живописная дорожка вдоль Потемкинской лестницы и в упор подойдет к парку бульварного склона на высоте, равной "предбаннику". От этого места дорожка будет под малым углом подниматься вверх по склону до памятника Пушкину у Горсовета. Таким образом, мосточки позволят туристам или одесситам попасть в центр города, не опускаясь в неуютные закрытые подземные переходы, а правый мосточек к тому же создаст качественное улучшение прогулки от морвокзала до памятника Пушкину (зеленый парк, в просветах зелени парка красота зданий бульвара Фельдмана, панорама Одесского залива, при этом небольшая пешая прогулка не приведет к большим физическим нагрузкам и будет доступна пожилым людям и даже старикам). Кроме того, можно создать небольшие смотровые площадки по пути следования и скамейки для отдыха.

Эту идею я неоднократно опробовал в своих выступлениях по экологии, и никто не высказал возражения.

Алексей МОРОЗОВ, инженер-судоводитель,
безаварийный капитан дальнего плавания,
инженер- эксплуатационник, патентовед.