Номер 32 (879), 31.08.2007

ПЕРВОСТРОИТЕЛЬ ЮЖНОЙ ПАЛЬМИРЫ

К 255-летию со дня рождения Франца Павловича Деволана

Представление о личности и трудах первостроителя нашего города дает выпущенная несколько лет назад издательством "Оптиум" книга "Моя жизнь в России", содержащая также удивительные по своей точности и прозорливости "Заметки об Одессе". К сожалению, книга эта малотиражная и далеко не все желающие смогут прочесть ее. Поэтому с разрешения автора и издателей предлагаем вашему вниманию фрагменты очерка о Ф. Деволане исследователя Василия Котова, также вошедшие в книгу.

Вся жизнь, все вехи службы в России описаны самим Деволаном. Что же узнали мы из увлекательной автобиографии?

Деволан был очень скромным человеком, рассказывая о своих трудах, он никогда не подчеркивал собственных заслуг. Презирая льстецов и интриганов, сам отстаивал свою точку зрения перед лицом любого начальства, включая императора.

В связи с этим неоценимы скупые характеристики личности этого человека, данные в письмах Суворова: "Де-Волан - добрый человек" - говорится в одном из писем. Понятие "добрый" в устах Суворова значило очень многое, более лестной характеристики личности в его лексиконе не было.

Деволан блестяще решал текущие вопросы, но целью его был выход за рамки рутинной деятельности армейского инженера. Он был выдающимся военным ученым, разработавшим концепцию оперативных тактико-стратегических планов военных действий. Его труды во многом предвосхитили идеи выдающихся полководцев XIX да и XX века.

В письме Ф.В. Ростопчина графу С.Р. Воронцову показан смелый план Деволана (1795) стремительного похода армии и флота на Константинополь: "... Некто Волан, инженерный офицер, который ездил с Кутузовым в Константинополь и которому поручено было снять на карту тамошнюю местность, возвратился с плодами своих работ. Он привез великолепный план и проект, по которому три колонны, отправляясь одна из Бендер, другая из Ясс, третья из Очакова и поддерживаемые многочисленной флотилией, должны были к августу дойти до Константинополя, совершив весь поход в три месяца. Этот проект так хорош и так удобоисполним, что предлагают осуществить его при первом же случае. В ожидании этого Волан получил Владимирский крест 3-й степени и денежную награду".

По завершении войны с Польшей в 1794 году, когда Генштаб России в связи с изменением государственных границ на западе империи стал разрабатывать новую оборонительную доктрину, Деволан выказал свое мнение по существу вопроса. Он предложил план глубоко эшелонированной обороны с расположением крепостей в три эшелона, и на отдельных направлениях - создание крепостных плацдармов и систему эшелонированных в глубину укрепленных постов-застав. (Именно такая глубоко эшелонированная оборона отдельными УР (укрепрайонами) создавались СССР перед Великой Отечественной войной на западе).

В конце XIX века Деволан разработал систему обороны Севастополя. Он указал направления, которые было нужно особо укрепить. Увы, Генеральный штаб российской армии не обратил на эти предложения никакого внимания, и через 60 лет англо- французские войска взяли город в "клещи" именно в тех местах, на которые указал талантливый инженер.

Деволан был прекрасным топографом и картографом.

Любопытны факты его вклада в развитие сельскохозяйственного производства края. Свой земельный участок под Бендерами Деволан использовал как опытную научную станцию, где выращивались новые виды культур, где он лично вел наблюдение и описание каждого вида и щедро делился плодами своей работы с окружающими поселенцами.

Взятие Хаджибея, освоение южной части Новороссии поставили вопрос: где быть главному порту на Черном море? Спор между адмиралам Мордвиновым и Дерибасом был очень эмоциональным. Деволан подходит к этому вопросу аналитически. Он направляет в Сенат две докладные записки о выгоде строительства порта в Хаджибее. В первой он указывает: "...Доброта его рейда, а особенно грунт дна, известна нашим мореходам и довольно испытана употреблением оной прежними ее владельцами. Льды там не могут ни малейшего вреда и течение воды оной занести. Судоходство может происходить весь год со всеми ветрами. Пункт сей представлял в то же время удобство прикрепления и убежища действующим флотам в военной время и гавань для торговли порубежных с Днестром богатых провинций: Подолии, Галиции, Волыни. Осталось только доставить убежище и потребные выгоды для судов".

Как видим, Деволан аргументировал научно, с гидрографической и военно-стратегической точек зрения. Доводы же хорошо известного инженера не могли быть не приняты во внимание в Санкт-Петербурге и дошли до самой императрицы.

Начертав план города и порта, Деволан приступил к строительству, но, прочитав рескрипт Екатерины II, в котором говорилось, что Одессе в суждено процветать торговле, инженер-подполковник за два месяца составляет новый план, значительно обширнее и перспективнее первоначального.

Этот план именовался Деволаном "План города Гаджибея с назначением предполагаемого адмиралтейства, Карантина, Таможни и кварталов для строения домов и магазинов с назначением ныне имеющегося во оном разного крепостнаго, цивильнаго, казеннаго и обывательскаго строения".

Само назначение плана раскрывает суть будущего города. На плане дан чертеж совершенно иного порта, развита схема города с нумерацией его кварталов (всего 70), намечено поквартальное количество домов, их будущая принадлежность, очередность застройки и заселения, указаны кварталы для "преумножения городскаго строения". Спланирована экономическая и социальная инфраструктура города: рынки, склады, городской госпиталь, пять церквей разных религий. Военную функцию обозначил большой (16 гектаров) Адмиралтейский квартал с артиллерийским фортом (малым укреплением), со зданиями для служб флота и армии, призванный прикрывать порт и город от вражеского нападения с моря. Этот квартал примыкает к Адмиралтейской пристани и Малому жете (Военному молу). Центральную площадь должна была украсить церковь великомученицы Екатерины.

Что касается плана порта, то это был уже построенный торговый порт со всей необходимой инфраструктурой. Новый план не являлся окончательным, в нем явно не хватало заградительных сооружений от стихии (что в дальнейшем было исправлено Деволаном). Но иначе и не могло быть, так как Деволан был "привязан" к первоначальной денежной смете, которая еще не была утверждена императрицей.

К чести великого инженера следует добавить, что этот план в последующем строительстве города претерпел лишь незначительные изменения и основная концепция Деволана была сохранена потомками.

В своем рескрипте от 4 декабря 1975 года на имя графа Зубова Екатерина II, отмечая заслуги Деволана, указала: "...инженер-полковнику Деволану, котораго неутомимою деятельностью и расторопностью все производимыя в ведомстве нашем многочисленные работы и строения производятся в исполнение с желаемым успехом всемилостивейше жалуем ему в уважение трудов им подъемлемых и немалых издержек, которыя он по должности своей обязан делать, десять тысяч рублей единовременно, и по сто рублей на месяц столовых денег из сумм ведомства нашего..."

Следующие этапы деятельности Деволана проходят в центре, на севере и западе России.

Вчитайтесь в строчки автобиографии. То, что сделал за 30 с лишним лет своей службы Деволан, хватило бы на десятки проектных и строительных организаций. Он проектировал и строил города, порты, шлюзы, каналы, мосты, шоссейные дороги. Тяжелобольной, он никогда не сгибался перед недугом и умер до выхода в отставку, как солдат погибает в бою.

Через его руки проходили огромные суммы, но руки остались чистыми: генерал-аншеф был беден и умер в бедности.

По-разному рождаются города, по-разному растут. Одни, возникнув в седой древности, застраивались хаотически. Они разрастались концентрированными окружностями, по которым, как по срезу древесного ствола, можно вести счет векам. Так развивались Москва и Париж. Другие, наоборот, закладывались по четкому замыслу людей. Их строили по чертежам, и они с первых же лет своего существования приобретали ясные очертания. Так возник Петербург. Так возникла Одесса.

Планировку Одессы Деволан составил не только мастерски, но и дальновидно. Улицы тут были размечены широко. Пересекались они большей частью под прямым углом и шли от моря к центру города. Даже при большом увеличении численности пешеходов и экипажей разного назначения это исключало заторы и другие трудности с разъездами, характерные для старых городов Европы. Как и в Северной Пальмире, город связан мостами. Только не через реки и каналы, а через овраги, именуемые в Причерноморье балками.

Многим обязана Россия Деволану, но самым его замечательным деянием, без сомнения, следует признать осуществленный им проект строительства Одессы.

Материалы подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.