Номер 18 (814), 12.05.2006

КАЖДОМУ – ПО ТРУДУ

Труд каждого человека, если он не волонтер, должен оплачиваться в зависимости от его результатов. Это аксиома. Однако, заглянув в бухгалтерские отчеты предприятий небюджетной сферы, мы довольно часто видим, что работники получают одинаковую заработную плату, немногим отличающуюся от минимальной заработной платы. Остальные деньги, вероятно, выплачиваются "в конверте". А если – нет? Почему такая несправедливость, разве можно всех работников стричь под одну гребенку независимо от их профессионализма и квалификации? С этим вопросом нам помогла разобраться заместитель начальника отдела труда и социально-трудовых отношений Управления труда и социальной защиты населения Приморской райадминистрации Людмила Сергеевна МАЛАШЕНКО.

— Наш отдел как раз и проводит еженедельные проверки по соблюдению трудового законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и видов экономической деятельности, а также физических лиц, использующих наемный труд. А всего в районе зарегистрировано порядка 15 тысяч юридических лиц и около 17 тысяч физических лиц.

— Тогда объясните, как по законодательству определяется заработная плата?

— Для начала разберемся с понятием "минимальная заработная плата". Статья 3 Закона Украины "Об оплате труда" гласит, что минимальная заработная плата – это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может проводиться оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ). Необходимо отметить, что уровень минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины, как правило, один раз в год при утверждении Государственного бюджета Украины с учетом предложений, выработанных в результате переговоров представителей профсоюзов, собственников или уполномоченных ими органов, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения. Установленная в Законе Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной не только для учреждений и организаций бюджетной сферы, но и для предприятий небюджетной (производственной) сферы, всех форм собственности и хозяйствования, а также для физических лиц, использующих наемный труд.

— Что в таком случае подразумевается под "простым неквалифицированным трудом?"

— Это работа, требующая выполнения несложных заданий, которые осуществляются в простых физических условиях. Для этого человеку достаточно иметь неполное среднее образование и минимальную профессиональную подготовку. Под данную категорию попадают охранники, уборщики помещений и территорий, курьеры, дежурные общежитий, посудомойщики, разные подсобные рабочие и другие.

Однако при проверках обнаруживается, что труд многих квалифицированных работников оплачивается по минимальной заработной плате. Кроме того, в состав их заработка, а именно в минимальную заработную плату, до последнего времени включались различные доплаты и надбавки, что позволяло работодателям манипулировать заработной платой в собственных интересах.

— Как же можно стабилизировать оплату за труд работникам?

— Недавно в законодательной системе произошли изменения в пользу работников: с января текущего года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины". Но, прежде всего, необходимо сказать о структуре зарплаты. Она состоит из основной заработной платы и дополнительной, а также других поощрительных и компенсационных выплат. Основная заработная плата – это вознаграждение за проделанную работу в соответствии с установленными нормами труда, времени, выработки, должностными обязанностями. И устанавливается она в виде тарифных ставок (окладов), подрядных расценок для работников и должностных окладов для служащих. Что же касается дополнительной заработной платы, то она предоставляется работникам за труд свыше установленных норм, за трудовые успехи и изобретательство, а также за особенные условия труда. К ней-то и относятся, предусмотренные действующим законодательством доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, а также премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций. К поощрительным и компенсационным выплатам относятся вознаграждения по результатам работы за год, премии по специальным системам и положениям, другие денежные и материальные выплаты, которые не предусмотрены актами действующего законодательства или осуществляются сверх установленных актами норм.

В статье 3 Закона Украины "Об оплате труда" внесены изменения, по которым с 1 января 2006 года в минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты, как это было раньше. А часть 3 статьи 6 изложена в новой редакции, согласно которой "тарифная сетка (схема должностных окладов) формируется на основе тарифной ставки работника первого разряда, который устанавливается в размере, превышающем законодательно установленный уровень минимальной заработной платы" (ранее согласно закону тарифная ставка работника первого разряда устанавливалась в размере не ниже определенного генеральным (отраслевым) соглашением).

— Стоит ли населению в нынешнем году ожидать увеличения уровня минимальной заработной платы?

— Безусловно. С 1 января установлен новый уровень минимальной заработной платы – 350 гривен в месяц. С 1 июля этот уровень возрастет до 360, а уже с 1 декабря – до 400 гривен. Таким образом, рост минимальной заработной платы на конец 2006 года по сравнению с соответствующим периодом 2005 года составит 20,5 %.

Таким образом, благодаря новым законодательным изменениям работнику предоставлено право на получение в полной мере гарантированной заработной платы, что будет способствовать его уверенности в завтрашнем дне, повышению мотивации к труду и социальной защите.

Ниже мы приводим некоторые виды и минимальные размеры доплат и надбавок к тарифным ставкам, окладам работников объединений, предприятий и организаций.

ДОПЛАТЫ

За совмещение профессий (должностей) – доплаты одному работнику не ограничиваются максимальными размерами и определяются наличием экономии по тарифным ставкам и окладами совмещающих должностей работников.

За расширение зоны обслуживания или увеличения объема работ – доплаты одному работнику не ограничиваются максимальными размерами и определяются наличием экономии по тарифным ставкам и окладами, которые могли бы выплачиваться при условии соблюдения нормативной численности работников.

За исполнение обязанностей временно отсутствующего работника – до 100 % тарифной ставки (оклада, должностного оклада) отсутствующего работника.

За работу в сложных условиях труда – 4, 8 и 12 % тарифной ставки (оклада).

За работу в чрезвычайно сложных и чрезвычайно вредных условиях труда – от 16, 20 и 24 % тарифной ставки (оклада).

За интенсивность труда – до 12 % тарифной ставки (оклада).

На период осваивания новых норм трудовых затрат – повышение подрядных расценок до 20 %, повышение тарифных ставок до 10 %.

За работу в вечернее время (с 18 до 22 часов при многосменном режиме работы) – 20 % почасовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в это время.

За работу в ночное время – 35 % почасовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в это время.

НАДБАВКИ

За высокое профессиональное мастерство – работникам III разряда – 12 %; IV разряда – 16 %; V разряда – 20 %; VI и высших разрядов – 24 % тарифной ставки (оклада).

За высокие достижения в труде – до 50 % должностного оклада.

За исполнение особенно важной работы на определенный срок – до 50 % должностного оклада.

Подготовила Алина ЗАДОРОЖНАЯ.

Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.