Номер 29 (774), 29.07.2005

ЕСТЬ МНЕНИЕ

АЛЕКСАНДР МОРОЗ: "ВСТУПЛЕНИЕ "ЗАЛПОМ" ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЫЗОВЕТ ТЯЖЕЛОЕ ПОХМЕЛЬЕ"

Социалисты критикуют власть, потому что считают ее своей и отвечают за нее.

После полугода работы новой властной команды в ее рядах наметились явные тактические противоречия. По многим поводам в правительстве бытуют две точки зрения, зачастую противоположные друг другу, приводящие к взаимным упрекам между членами Кабмина. Наиболее ярко это выразилось в конфликте, возникшем вокруг законопроектов, необходимых для вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Премьер Юлия Тимошенко и министр экономики Сергей Терехин пытаются форсировать этот процесс. В противовес им министр аграрной политики Александр Баранивский занял более сдержанную позицию. В результате его обвинили в том, что он не разделяет позицию правительства, и предложили подать в отставку. Поскольку "сельскохозяйственный" министр вошел в Кабмин по квоте Соцпартии, "ФАКТЫ" попросили прокомментировать ситуацию ее лидера Александра Мороза.

"Надеюсь, методы давления на инакомыслящих в правительстве не приживутся"

— Александр Александрович, вы поддержали министра Александра Баранивского и даже назвали премьера и министра экономики "политическими шантажистами", заявив, что социалисты категорически против плана правительства по немедленному вступлению во Всемирную торговую организацию. В чем причины Вашего очередного конфликта с Юлией Тимошенко?

— Дело в том, что правительство вновь решило протолкнуть в парламент целый пакет законопроектов, принятие которых якобы необходимо для вступления в ВТО. И снова политическая целесообразность стала выше здравого смысла и жизненной логики. Кабмин всесторонне не изучил вопрос, а что собственно ждет украинское народное хозяйство, если методом "шоковой терапии" взять и сразу целый комплекс законов переделать под стандарты ВТО? Министр аграрной политики высказал вполне обоснованную позицию: сельское хозяйство получит тяжелый удар. Могу только утверждать: если мгновенно перевернуть наше законодательство под стандарты ВТО, убытки понесут не только селяне, но и машиностроители, металлурги, легкая промышленность и многие другие отрасли. Социалисты полагают, и это мнение представил Баранивский и фракция в своем заявлении, что ВТО это важная и прогрессивная организация, и Украине, безусловно, следует в нее войти. Но!.. Мы не должны мгновенно ломать ту систему экономических связей, которая сейчас работает в стране. Мы должны проводить реформы таким образом, чтобы исключить всякий ущерб, либо сократить неприятные последствия для отечественных производителей. Целью правительства должна быть забота об интересах граждан и экономический прогресс, а не вступление в ту или иную организацию любой ценой. Надо отличать где стратегия, а где тактика.

Мне пришлось прибегнуть к очень резкой характеристике "политический шантаж", поскольку недопустимо, когда нормальную дискуссию в правительстве подменяют ультиматумами. Важно напомнить, что мы строим демократическое государство, и Кабмин это не формальный орган, где все решения должны приниматься только единогласно и без всякого обсуждения. Баранивский отнюдь не выступал против ВТО, он предлагал более взвешенный и продуманный подход к решению проблемы. Министр несет ответственность за вверенную ему отрасль. За отстаивание своей позиции ему начали угрожать отставкой, причем, я так понял, по инициативе премьера. Надеюсь, что такие методы давления на инакомыслящих в правительстве не приживутся. И чтобы продемонстрировать, что шантажом в нашей стране ничего не добиться, я высказал позицию фракции социалистов: мы не будем голосовать за пакет законопроектов по ВТО. В условиях шантажа — тем более.

— Но ведь и у правительства есть своя логика. Министр экономики дал понять, что Баранивский может критиковать решения правительства, но для этого он должен из него выйти. Быть может, в ВТО действительно стоит вступать, как в холодную воду, – разом окунуться, а потом ждать потепления?

— Интересное сравнение. Здесь уместней пример со стаканом водки. Вначале горько, потом теплеет, потом... Вступление "залпом" в ВТО вызовет тяжелое похмелье. Ведь экономика это точная наука, а не поле для экспериментов. Но если следовать логике правительства, так надо немедленно привести наше законодательство к стандартам, например, Франции или Нидерландов! Переписать хорошие правила украинским языком! Однако так никто не поступит, поскольку очевидно, что в украинской экономике есть свои особенности, в украинском обществе существуют свои традиции, есть целая паутина уже существующих организационных, экономических, технологических, социальных и политических связей.

Также, как нельзя стать европейцами, просто списав европейские законы, нельзя построить и конкурентоспособную экономику, переписав правила ВТО либо какие-либо еще. Тем более, когда речь идет не столько о правилах ВТО, сколько об интересах отдельных стран, членов этой организации. Правительство должно быть озабочено не своим имиджем в западных СМИ, а защитой отечественного производителя, ростом объемов промышленного производства.

— Так вы теперь с Тимошенко непримиримые политические противники, и можно говорить, что в правительстве произошел раскол?

— Нет. Имеет место столкновение мнений. По-моему, настоящая демократизация и свобода слова появились у нас совсем недавно. И далеко не все политики смогли найти себя в новых условиях, не научились договариваться. Я понимаю Юлию Владимировну – у нее ответственная должность, огромные полномочия, и она не хочет тратить свое время на то, чтобы убеждать других людей в необходимости отстаивать истины, которые для нее самой кажутся несомненными. Всегда большой начальник испытывает соблазн abc*-cbl кулаком по столу и потребовать беспрекословного послушания. Но этот стиль кое-как действует на уровне прораба на стройке. Премьер-министр и министр экономики, я полагаю, не имеют права стучать по столу и выбивать нужные им решения. Они должны понимать цену своих непродуманных до конца заявлений. За каждым словом этих руководителей следят инвесторы, производители, рынок. Бизнес не терпит резких движений, крутых виражей – здесь важна ответственная, взвешенная и четко прогнозируемая политика. Пока мы такой последовательности не наблюдаем. Ситуация с ВТО тому подтверждение.

"Власть стала публичной и яркой, но еще не стала по-настоящему прозрачной и понятной"

— Вы считаете, что правительство Тимошенко неэффективно реформирует экономику? А как же высокие оценки Президента в адрес премьера?

— Юлия Владимировна заслуживает комплиментов. И высоких оценок Президента, видимо, тоже. Но ведь совсем недавно Виктор Ющенко привел и очень тревожные данные: темпы прироста промышленного производства в Украине замедлились. Проблема диалога между властью и обществом, властью и партиями, властью и бизнесом стоит очень остро. Власть стала более публичной и яркой, но она еще не стала по-настоящему прозрачной и понятной для своих граждан. Взаимодействие между властью и партиями в Украине – непаханная целина. Наблюдаются крайности: политическая сила, получившая возможность формировать исполнительную власть, начинает действовать так, будто она одна – истина в последней инстанции. Другие, даже если существуют, должны игнорироваться, еще лучше – уничтожаться. Исполнительная же власть, получив полномочия от расклада политических сил, тут же забывает откуда она родом. Отдельные представители власти начинают осознавать свою незаменимость, неподконтрольность, словно они получили полномочия на всю оставшуюся жизнь. Но так не бывает. Поэтому дискуссия между властью и политикумом важна и необходима. Мы же в ходе дискуссии критикуем власть. Критикуем, потому что она наша, потому, что желаем ей успеха, потому что отвечаем за нее.

— А чем объяснить то, что бензиновый и газовый кризис остаются постоянной угрозой для экономики страны?

— Наша исполнительная власть пока еще слабо, неумело развивает контакты с Россией, с теми отраслями российской экономики, которые представляют для нас стратегический интерес. Для меня это стало очевидно в результате встреч с главой "Газпрома" и с министром сельского хозяйства России. Меня интересовал целый ряд стратегических вопросов. И в частности, можно ли наладить стабильное снабжение топливом украинских селян. Оказалось, можно. Можно договориться о таких механизмах взаимодействия, которые позволят недопустить повторения бензинового кризиса. Мы должны раз и навсегда на государственном уровне прекратить спекулятивные скачки цен в ходе уборочной и посевной кампании. Ценообразование должно быть исключительно рыночным, но предсказуемым. Тогда можно планировать стабильное развитие села, организовать программу эффективного кредитования. К сожалению, существует очень серьезная угроза того, что вновь осенью мы столкнемся с ценовым скачком, и вновь селяне будут нести незапланированные убытки. Это крайне подрывает доверие инвесторов к аграрному рынку. Это убивает отрасль.

У Украины и России могут быть различные политические цели, даже различные векторы политического развития. Но хозяйственные связи наших стран настолько естественны, что экономические отношения должны быть стабильными и абсолютно предсказуемыми. К сожалению, взаимодействие с российской властью далеко от серьезных рабочих отношений. Как бы мы ни относились к российским властям, как бы они не относились к нам, необходимо добиться взаимного доверия. Не ограничиваясь контактами с официальными властями, социалисты поддерживают отношения с различными политическими силами. Одним из фрагментов таких отношений является договор о взаимном информировании между социалистами и партией "Родина". Наши позиции в чем-то сходны, во многом содержат противоречия. Однако важно наладить понимание, важно наладить диалог, которого так не хватает в украинско-российских отношениях. Еще раз подчеркиваю – конкурентоспособная экономика подразумевает диалог и взаимопонимание, уважение к интересам всех участников рынка. Кто может сказать, что эти принципы сейчас работают в Украине? Вот это проблема.

"Никаких обязательств организовывать какой-то блок мы никому не давали. Это же выборы, а не коллективизация"

— А вам не кажется, что социалисты могут оказаться в политической изоляции? Помимо Тимошенко и Терехина, у вас возникла перепалка с Бессмертным. Вы против административно- территориальной реформы, которую отстаивает Роман Петрович...

— Нас не раз пытались сбросить на обочину политических процессов. Надорвались желающие. Мы политическая сила, с которой придется считаться всегда. А после Майдана: говорить "я боюсь такого-то, потому что у него большая должность", значит, не понимать, в какое время мы живем. Майдан состоялся именно ради того, чтобы каждый украинец понял – в этой стране уже никто не должен бояться власти. Да и я лично власти никогда не боялся. И жизнь дала возможность мне это доказать. Во время "кассетного скандала", связанного с убийством Георгия Гонгадзе, меня десятки раз пытались запугать, ничего нового уже не придумать. Тот же Роман Бессмертный, влиятельный, безусловно, политик, в 2000 году – представитель Леонида Кучмы в Верховной Раде, выступал по всем запуганным властями телеканалам с заявлениями, где называл меня, смешно вспомнить, "политическим трупом". Он до сих пор не извинился за свое, как бы деликатнее сказать, некорректное поведение, хотя сменил политическую ориентацию. Бог с ним.

Но я подчеркивал и подчеркиваю еще раз – социалисты не будут поступаться принципами, которые мы отстаивали много лет. Подтверждение этому – мы не голосовали за позорный Закон, по которому 150 депутатов имеют право взять на поруки арестованного. Не секрет, что данный закон был инициирован оппозицией ради освобождения Бориса Колесникова и Ивана Pизака. А прошел он только благодаря поддержке фракции Юлии Тимошенко, которой необходимо было получить дополнительные голоса в поддержку бюджетной резолюции. Но позиция, когда цель оправдывает любые средства, для социалистов неприемлема. В данном случае это было, по сути, голосование против лозунга Майдана "Бандитам – тюрьмы!". Обнадеживает, что позиция президента, наложившего вето на этот закон, совпала с позицией социалистов. Подчеркиваю: возврата к практике прошлых лет, когда торг и страх был главным политическим инструментом, не будет.

Р. Бессмертный недоволен, видимо, тем, что социалисты выступают против его идеи административно-территориальной реформы. Я считаю, что для Украины основная проблема - чрезмерная бюрократизация, порождающая коррупцию. Сохраняется чрезмерная персонализация власти. Дебюрократизация и дерегуляция – это то, что реально отличает демократию от командно-административной системы. Власть не проводит сокращение чиновников, хотя именно это стало бы реальной административной реформой. Вместо этого под маркой админреформы организована кампания по перекройке административно-территориальных границ, ничем необоснованная и не имеющая внятной аргументации.

— Скажите, насколько вероятно создание на парламентских выборах коалиции "Народного союза "Наша Украина" и Соцпартии? Лидер фракции "Наша Украина" в Верховной Раде Николай Мартыненко заявил, что надеется на создание такого блока.

— Приятно, что лидер самой крупной парламентской фракции думает о союзе с социалистами. Это убедительно подтверждает реальный уровень поддержки и доверия к нашей партии среди населения. Но социалисты не рассматривают возможный союз с "Нашей Украиной". У нас есть четкие цели и задачи, которые наша партия уже не первый год отстаивает в парламенте. Никаких обязательств организовывать какой-то блок мы никому не давали, да и зачем? Народный союз "Наша Украина" – это объединение, которое до сих пор еще несформировано окончательно, и, честно говоря, с кем там блокироваться, пока не ясно. Ради чего надо создавать блок любой ценой? Это же выборы, а не коллективизация. Мы не чувствуем никакой слабости, уверены, что в условиях проведения честных демократических выборов, свободы слова, количество украинцев, которые поддерживают социалистов, возрастет в несколько раз. Всем известно, что ранее власть путем массовых фальсификаций просто воровала голоса избирателей у социалистов. Теперь мы достаточно сильны, чтобы законными методами обеспечить честные выборы.

По материалам газеты "Факты и Комментарии".

Интервью взял Богдан СТЕПАНИШИН.