Номер 09 (754), 11.03.2005

КТО ХОЗЯИН "ОДЕССЫ"?

(Продолжение. Начало в № 7.)

Мы продолжаем публиковать выступление директора кинокомплекса "Огни большого города" актрисы Галины СУЛИМЫ на пресс-конференции в пресс-клубе "Право", происходившей 25 февраля в связи о выдворением из зданная кинотеатра "Кино Арт-хаус Одесса" сотрудников и дирекций кинокомплекса.

— Повторяю, все запланированные на весну мероприятия, так нужные людям и направленные на повышение престижа нашего государства, могут не состояться.

Я показывала все наши документы юристам и в прокуратуре. Показывала договор об аренде, в котором есть пункт о невозможности одностороннего разрыва договорных отношений с финансовой группой "Приморье". Договор заключен с одним из подразделений "Приморья" ФК "Черноморец" и подписан заместителем президента клуба господином Марусом. Договор со мной может быть расторгнут только в случае нанесения вреда зданию или неуплаты мною аренды, но только после разбирательства в хозяйственном суде. В договоре сказано, что все недоразумения должны разрешаться путем переговоров, а в случае недостижения согласия дело переходит в хозяйственный суд. Ничего подобного не происходит. Я несу колоссальные убытки. Я создала уникальную структуру. Это первый кинокомплекс в Украине. У меня работают люди. Я плачу налоги, плачу в Пенсионный фонд. Все абсолютно прозрачно. У меня есть обязательства перед дистрибюторами. Честно говоря, я потрясена, что крупные дистрибюторские компании, которые поверили нам, несмотря на нашу короткую, всего 4-х месячную деятельность, узнав, что я не могу ни рассчитаться, ни возвратить им фильмокопии, оcтавшиеся в кинотеатре также как и дистрибюторские деньги, мне ответили: "О чем вы говорите, Галина Валентиновна! Мы тоже вместе с народом стояли на Майдане. Мы с вами, мы понимаем вас. И не предъявляем вам никаких претензий. Только просим, чтобы вся история была задокументирована". Большое им за это спасибо.

Я мысленно провожу свое внутреннее расследование происшедшего, ищу объяснение. Объяснений может быть несколько. Первое, что приходит в голову, это то, что мой бизнес стал успешным, стал давать материальный результат. Когда я пришла в кинотеатр "Одесса", там работал один кинозал. Все, что помимо кинозала, то есть та сторона, где сейчас киноклуб, было в ужасающем состоянии. Я сделала огромный ремонт за свои собственные деньги. У меня тогда не было ни спонсоров, ни инвесторов. Я занимала деньги у друзей, поверивших в успех моего проекта. И когда я все раскрутила, создала мощную публичную организацию, им показалось, что будет благим делом взять меня за шкирку и выбросить, а дело взять в свои руки. Почему-то этим господам кажется, что они смогут делать то, что делаю я. Сомневаюсь. Есть и второе, о чем я думаю, хотя мне не хотелось бы манипулировать политическими мотивами. Вы знаете, в каком сложном регионе мы живем. Мне звонят. Я не могу утверждать, что мне звонят представители "Приморья". Возможно, кто-то спекулирует на создавшейся ситуации. Но я не верю, что звонят из "Нашей Украины" или "Батькивщины". А мне угрожают, что если я стану трепыхаться и сопротивляться, то мне "обольют кислотой мое чудное актерское личико". Эти угрозы как-то увязываются с тем, что за несколько дней до этих позорных событий у меня в киноцентре проходил слет объединения "Возрождение Украины", которое явно пропрезидентского толка".

Мне страно, что эти господа не понимают всей серьезности момента. Срыв арт-вечера и приема, посвященного открытию британской выставки, – это нонсенс. Мы все готовились к этому событию, ребята наши занимались творческой стороной подготовки, было разослано 350 приглашений. Предполагалось, что будет посол Великобритании в Украине (к счастью, он не мог приехать), дипломаты. Весь день, 23-го, люди из Британского совета пытались связаться с "Приморьем", чтобы объяснить им важность мероприятия. Им навстречу не пошли, комплескс не открыли, и организаторам приема пришлось весь вечер стоять и извиняться перед приглашенными, в том числе перед представителями дипломатических миссий. Я не хочу делать политические заявления, но я думаю, что именно в тот момент, когда важно, чтобы на Западе убедились, что мы теперь живем в нормальном европейском государстве, происходит такое.

Я все же надеюсь, что, несмотря на урозы, меня никто не убьет. Но срыв такого мероприятия мне представляетcя политической акцией, направленной на вызов определенного политического резонанса, который покажет дапломатам, что мы по-прежнему живем в стране Тартарии".

Дальше Галина Сулима отвечала на вопросы журналистов.

— Большие ли материальные ценности остались в здании?

— Большие. И мы не имеем к ним доступа. Сотрудники ведут им учет, составляют списки. Там деньги, личные вещи, там фильмокопии, за которые я несу ответcтвенность, причем за каждую царапинку. А фильмокопии стоят очень дорого. Я не знаю cудьбу моих денег, денег кинокомплекса, задатков за банкеты. Там, в клубе, – взятая в аренду дорогая осветительная и звуковая аппаратура. Экспозиционное оформление интерьера.

— Что было в здании до того, как вы его арендовали?

— Кинотеатр "Одесса", в котором, кстати, до меня сменились 3 директора. В советское время там был мультиплекс: 6 кинозалов, дающих миллионную прибыль государству.

— Вы арендатор или субарендатор?

— Я вначале была субарендатором. Но, как сказали мне представители компании "Приморье", они в ноябре выкупили здание из коммунальной собственности, и c 1 декабря уже заключили со мной договор аренды. Может быть, я слишком много сделала для восстановления внутренних помещений, а ведь зачастую выгодно довести здание до ручки, чтобы потом его воссоздать в новом варианте, например, в формате казино или ресторана. Хотя, вроде, есть в законе пункт, запрещающий такое перепрофилирование.

Я ведь привела в порядок 170 кв. метров площади. Сделала новые полы и потолки. Слева от кинозала были помещения, которые иначе, как авгиевы конюшни, не назовешь. Летом, когда наплыв зрителей падает, я собиралась начать приводить в порядок второй этаж.

— Сколько денег вы вложили в ремонт? Тысяч 500 гривен будет?

— Да, не менее 500 тысяч гривен. Не могу себе представить, что те, кто захватил здание, могут разрушить, погубить то, что уже сделано.

— Как вы собирались использовать верхние этажи?

— У меня далеко идущие планы. Я хотела отремонтировать все этажи. Сделать там стереозал, большой киноконцертный зал, и в перспективе приступить к организации Международного кинофестиваля в Одессе.

— Где бы вы достали деньги на все это? У вас такая высокая рентабельность?

— Мы уже понемножку начали зарабатывать деньги. На прошедшем фестивале стран Азии зрители даже на полу сидели. Но главное, мы определенным образом являемся партнерами Министерства иностранных дел Франции – это определено всей нашей деятельностью. С сентября мы прокручиваем 80 % европейской кинопродукции. Я с самого начала прекратила порочную практику показа низкой продукции 6-7 экраном. Я показываю европейское кино, а если это американский фильм, то он – из обоймы независимого американского кино. Мне было предложено Министерством иностранных дел Франции вступить в европейскую сеть "Европа синема" – это позволило бы расширить показы европейского кино и представило бы уникальную возможность интеграции отечественного кинотеатра в демонстраторскую систему Европы. Если это соотоится, то Европа выделит по 10,5 тысяч долларов (или евро) в год нам на развитие.

Как я говорила, японцы на время фестиваля должны были оплатить аренду зала.

— Вы считаете, что вы угадали все причины происшедшего?

— Конечно нет. Возможны и другие. Например, идет реприватизация. И с учетом судьбоносного для кино заседания по кинематографии, в Киеве возвращают кинотеатры трудовым коллективам – им отдают их в аренду. То же и в Харькове. Вероятно, страх, что очередь дойдет до Одессы, и тогда очевидно, кому в первую очередь предложат жить и работать в этом кинотеатре. Ведь он же принесет славу государству. Именно государству, а не мне. Мне хватает моих призов, наград, премий, которые были в моей кинематографической жизни.

А в другом формате кинотеатр не будет иметь ценности, его не будет иметь смысла отдавать коллективу.

— Все же, что отвечали деятели "Приморья", когда им звонили члены Британского совета?

— Они отвечали сначала, что повреждено электропитание. Потом стали говорить: "Обращайтесь к Сулиме. Это она вас подвела. Не платит аренду и находится в кинотеатре не на законных основаниях. А я всю аренду плачу вперед.

Сулима показывает журналистам платежные документы.

К директору кинотеатра "Кино Арт-хаус Одесса" присоединяется администратор кинокомплекса Ольга БОГДАН.

— Сколько человек захватили кинотеатр?

О.Б. – Восемь. По два человека стали у двух входов c улицы, и четверо заблокировали дверь со двора. Мне не дали пройти на работу.

— Вам показывали какие-нибудь удостоверения? Говорили об основаниях захвата?

О.Б. – Нет. Но начальник охраны "Приморье" Игорь Васильевич Кудинов, отбирая ключи у киномеханика, сказал: "Это здание принадлежит "Приморью", значит, это мой объект, и я его охраняю, независимо от того, меняются ли в нем арендаторы".

— Есть ли у вас какие-нибудь документы, подтверждающие стоимость ремонта?

Г.С. – У нас есть смета, есть свидетели, мастера...

— Если договор аренды будет расторгнут, как вам будут возмещать затраты? Что в договоре?

Г.С. – По договору мне затраты на ремонт не возвращаются, но я имею право забрать все, что не является неотторжимым от здания.

— Можете ли вы оценить убытки?

Г.Г. – Убытки огромные. Мы платим арену, мы платим дистрибьюторам, мы заказываем афиши. Мы не знаем, что мы найдем и чего не найдем из того, что осталось в здании, и в каком состоянии. Я не говорю уже о незаработанных деньгах и моральном уроне, дискредитации в глазах партнеров. Хотя большинство, понимая ситуацию, на моей стороне.

— Почему милиция до сих пор не отреагировала на захват?

Г.С. – А почему представители многих телекомпаний и газет сегодня отсутствуют? "Черное море", "Арт"... "Черное море" неcколько месяцев добивалось создания передачи со мной – актрисой и бизнесменом Галиной Сулимой. А где они cейчас? Mекоторые журналисты звонили, говорили, что солидарны со мной, но, увы... Люди зависимы...

— Вы сами пытались вступить в переговоры c "Приморьем"?

О.Б. – Они не идут на контакт.

Из зала – Это не первый случай захвата в их практике, и они никогда ни с кем не идут на контакт.

Г.С. – Я 23-го пыталась объясниться с Людмилой Ивановной Клодчик, которая находилась у телефона в здании кинотеатра. Но безуспешно. Представляете каково мне в качестве объяснений ситуации говорить: "Мой кинотеатр захватила директор ресторана "Приморье" Клодчик?!"

Из зала – Мы дозвонились, Клодчик сказала: "С Сулимой будем разговаривать в суде."

Г.С. – В Киеве такого бы не произошло. Вы не представляете, какие люди в Киеве, какие красивые. Они вдохнули воздух свободы, впервые в жизни почувствовали, что сами смогли изменить ситуацию в стране. >Сергей Клейн (художник, писатель, журналист) – Мы в киноцентре не очень политизируем. Мы просто свободные люди. Мне кажется, что конфликт не политический, а классовый. Эти люди, что пришли с Кудиновым, привыкли видеть алкогольный угар и тумц-тумц, как в обычной дискотеке. А тут раз за разом появляется другая молодежь, другие лица. Они не понимают, что здесь происходит. Хотя я сволочь красная, а не оранжевая, я все происшедшее принимаю и на свой счет. Мне там один орал благим матом, что он майор СБУ, а такие, как я, должны... (Многоточие заменяют непечатные слова...) Я считаю, что конфликт личностный. Но они не привыкли к легальному разбирательству. Они привыкли запугивать.

О.Б. – Галина Валентиновна творческий человек. Она живет этим кинотеатром. Она, дочка и муж с 9 утра и до позднего вечера работают без отдыха.

Г.С. – Пока я не увижу других реальных причин, я буду склоняться к версии политической. С угрозами мне звонили уже 23-го февраля. Но я не собираюсь сдаваться. Меня поддерживают мои европейские партнеры: посольство Франции, немцы, британцы, грузинское консульство. Они предлагают свою помощь. Я отправила открытые письма в Киев, на "1+1", на 5-й канал. Мое обращение уже передано Президенту. Я не брала ни копейки ни у прежней, ни у этой власти. Я не дистанциировалась от государства. Мне просто не было нужно. Мне, как творческой личности, не было нужды дружить с властью. А cейчас мне хочется с ней дружить, хочется ее поддерживать, потому что я хочу жить в нормальной европейской цивилизованной стране, и я уверена, что буду жить в такой стране. Но какой дурной пример для Европы – эта история!.

На этом пресс-конференция в пресс-клубе "Право" закончилась. Мы же не ставим точку в нашем материале. И даже не пишем "окончание следует". Когда будет конец этой истории, пока не ясно, так что мы напишем пока: "ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ" и все же еще раз постараемся связаться с компанией "Приморье" и выслушать вторую сторону.

Елена КОЛТУНОВА.

Пресс-клуб "ПРАВО", 25.02.05.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.