Номер 12 (602), 15.03.2002

ПЕРЛАМУТРОВАЯ МАГИЯ ПАСТЕЛИ

Художница из Симферополя Татьяна Шевченко вновь знакомит одесского зрителя с экспозицией своих произведений, выполненных в технике пастели (галерея "Белая Луна", ул. Канатная, 9). Мастер пейзажа и натюрморта признается, что именно пастель максимально точно воплотила ее видение мира, природы и вещей. Воздух, цвет и свет, их сложная и бесконечная связь в реальной натуре имеют магическую силу, которую художница стремится воплотить в своем творчестве. Возможно, поэтому объектами ее изображений стало море и сочная палитра щедрых даров крымской земли. Исповедуя реалистическую манеру изображения, Т. Шевченко не стесняется эффектов иллюзорности, которые в ее искусстве приобретают ценность художественного качества. Она формирует возвышенное, несколько романтическое восприятие природы древней Колхиды, заставляет вспомнить античную чистоту ее легенд и сказаний. В ее пейзажах – море и высокие небеса, клубящиеся облака и перламутровые лучи света пребывают в первозданной гармонии с земной твердью. Камерные по содержанию, эпические по форме, они как нельзя лучше раскрывают неповторимые особенности родного края и собственной души художницы, говорящей с нами языком баллад, преданий и мифов.

При всей традиционности графической техники – марины Т. Шевченко, безусловно, обладают авторским узнаванием. Оно кроется не только в ее поэтическом языке, но и особой техничности, которая не предполагает использование других материалов, которые часто применяются для создания особых живописных эффектов. Чистая пастель на фактурной бумаге технологически отрицает возможность красочного наслоения, а, следовательно, процесс длительной работы. Это заставляет художницу фиксировать лишь момент вдохновения, ситуацию особого восхищения скоротечным мгновением. Удерживает его память, облекая в художественную форму силой фантазии и мотивируемыми представлениями "домыслов", которые синтезируют реальность и вымысел.

По-иному рождаются натюрморты. Вещественно присутствуя в виде отобранной художницей натуры, которая способна существовать конкретно отведенный ей срок. Она доступна для длительного созерцания. Ее можно изучать, раскладывать, ища наиболее эффектные положения, убавлять или прибавлять количество предметов, искусственно добиваясь их взаимодействия и гармонии. В процессе воплощения "выстроенного" в натюрмортах особенно важно достижение эффекта материальности. А это невозможно без определенного мастерства, чем Т. Шевченко обладает несомненно. Она умеет видеть самые тонкие нюансы формы и объемов, прекрасно чувствует пространство, выстраивая без труда его плановые решения. Почти все натюрморты парадны и праздничны. В них – обилие света, игра оттенков и рефлексов, мягкость и нежность тональных переходов. Эмоциональная доминанта восприятия нередко формируется за счет открытого пространства, где отсутствуют вертикали и горизонтали плоскостей, на которых выстроены предметы. Подобное решение композиций раздвигает условные рамки изображения, заставляя зрителя созерцать натюрморт как бы изнутри. Цветы и плоды, их нежная плоть и окраска, звенящий свет окружающей среды – атмосфера, в которой оживает неживая натура.

Т. ВАСИЛЕНКО.