Номер 47 (1292), 11.12.2015
"Кто должен платить земельный налог за земельные участки под многоквартирными жилыми домами?"
Как пояснили в пресс-службе Главного управления ГФС в Одесской области, согласно Налоговому кодексу Украины плательщиками земельного налога являются владельцы земельных участков и землепользователи, а объектами налогообложения - земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании.
Владельцы земельных участков - это юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые соответственно закону приобрели право собственности на землю в Украине, а также территориальные общины и государство относительно земель коммунальной и государственной собственности.
Землепользователи - это юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым соответственно закону предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Украины земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним строения, сооружения и придомовая территория, находящиеся в общей совместной собственности владельцев квартир и нежилых помещений в доме, передаются безвозмездно в собственность или в постоянное пользование совладельцам многоквартирного дома в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
С учетом изложенного плательщиками земельного налога за земельные участки под многоквартирными жилыми домами являются лица, которым такие земельные участки соответственно нормам Земельного кодекса Украины передаются в постоянное пользование или в собственность: предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют управление этими домами, а также объединение владельцев домов.
Владельцы квартир (жилых помещений) в многоквартирных жилых домах не являются плательщиками земельного налога в бюджет за земельные участки под такими домами.
Более детально с этим разъяснением можно ознакомиться на официальном веб-портале Государственной фискальной службы Украины в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (категория 112.01).
"Как получить справку об отсутствии задолженности по платежам в бюджет?"
Указанная административная услуга предоставляется во всех центрах обслуживания плательщиков Одесщины.
Для получения справки заявитель лично (или уполномоченное на это лицо) подает заявление в контролирующий орган по основному месту учета.
Налогоплательщики, которые подают отчетность посредством электронной связи, могут получить справку в электронной форме.
Заявление для получения справки составляется с обязательной ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт, который предусматривает предоставление органом ГФС справки, и указанием наименования предприятия (учреждения, организации), в которое (которую) справка будет представлена налогоплательщиком.
Справка выдается безвозмездно.
В случае, если налогоплательщик имеет задолженность с уплаты налогов перед бюджетом, на его адрес будет прислано письмо с мотивированным отказом относительно выдачи справки. Поэтому справку можно получить лишь после полного погашения налогового долга налогоплательщиком.
Срок действия справки - 10 дней с момента выдачи.
Отметим, что предоставление административной услуги по выдаче справки об отсутствии задолженности по платежам в бюджет, которые контролируются органами государственной фискальной службы, в данное время регламентируется приказом Миндоходов с 10.10.2013 года № 567 "Об утверждении Порядка выдачи справки об отсутствии задолженности по налогам, сборам, платежам, которые контролируются органами доходов и сборов".
"Что нужно делать для перехода на упрощенную систему налогообложения?"
Первым делом необходимо подать заявление. Оно подается субъектом хозяйствования в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала.
Заявление подается по выбору налогоплательщика одним из таких способов:
1) лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
2) присылается по почте с уведомлением о вручении и с описанием вложения;
3) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц;
4) государственному регистратору как приложение к регистрационной карточке, которая подается для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя. Электронная копия заявления передается государственным регистратором в контролирующий орган одновременно со сведениями из регистрационной карточки.
Стоит подчеркнуть, что переход на упрощенную систему налогообложения можно осуществить один раз на протяжении календарного года.
Более детально с этим разъяснением можно ознакомиться на официальном веб-портале Государственной фискальной службы Украины в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (категория 107.01).
"Специальность, по которой на бюджете учится мой сын, находится под угрозой ликвидации в его вузе. Сможет ли он перевестись в другой вуз также на бюджет?"
Кабинет Министров одобрил порядок перевода студентов, которые обучаются за счет средств государственного и местного бюджетов, в другие высшие учебные заведения. Об этом говорится в постановлении № 927 от 11 ноября.
Постановление определяет механизм перевода соискателей высшего образования, обучающихся в вузах, у которых закончился срок действия сертификата об аккредитации определенной образовательной программы, в другой вуз, в котором соответствующая образовательная программа аккредитована, для завершения обучения за счет средств государственного или местного бюджетов.
Такой перевод осуществляется в пределах лицензированного объема бюджетных мест.
Руководитель вуза, у которого закончился срок действия сертификата об аккредитации определенной образовательной программы и не получивший нового сертификата об аккредитации такой программы, обязан проинформировать об этом студентов за 30 дней до истечения срока действия сертификата об аккредитации. Студенты имеют право для завершения обучения самостоятельно выбирать вуз, который осуществляет подготовку по соответствующей степени высшего образования, специальности и форме обучения за счет средств бюджета и в котором соответствующая образовательная программа аккредитована.
Перевод студента не требует согласования с руководителем вуза, в котором он ранее учился, и может осуществляться в течение учебного года и во время каникул.
В случае отсутствия в вузе вакантных мест по специальности, на которую осуществляется перевод студента, такой перевод может осуществляться путем перераспределения вакантных мест с других специальностей соответствующего года обучения.
Студенты, которые зачислены на обучение за счет средств государственного или местного бюджетов на дневной форме обучения и по предыдущему месту учебы получали стипендию, имеют право с даты зачисления в вуз по новому месту учебы подать в стипендиальную комиссию заявление о начислении им стипендии начиная с месяца зачисления.
Рис. Алексея КОСТРОМЕНКО.