Номер 43 (1090), 11.11.2011

Улица Светлого Завтра

На этой улице, одной из главных в Городе Детства, расположены разнообразные центры для дошколят, в каждом из которых свои педагоги и руководители, своя обстановка, свои игрушки и тренажеры, свои методики и предметы для изучения. Общее только одно: дети, которые посещают эти экспериментальные детские садики, родились в наше интересное время, полное возможностей и противоречий, и от того, какими они вырастут, зависит наш с вами завтрашний день. А вот вопрос, какими же вырастут нынешние малыши, зависит от мудрости и компетентности тех, кто дерзнул заняться непростым и благородным делом их воспитания. Наш разговор - с директором центра раннего развития "Дети Индиго" Ларисой МАТВЕЕВОЙ.

"КАЖДАЯ ВСТРЕЧА - УРОК ДОБРОТЫ"

В свои 25 лет Лариса получает третье высшее образование. До того, как посвятить лучшие годы педагогике и психологии, она уже стала дипломированным технологом и юристом. Со стороны такой разброс в профессиональных интересах может вызвать сомнения в серьезности намерений. Но, пообщавшись с Ларисой Матвеевой, понимаешь, что эти поиски себя не пустые: они вызваны неуемной, энергичной и в то же время целеустремленной натурой. Право руководить ей дает не столько жизненный опыт, сколько способность концентрировать в себе лучшее из приобретенного и познанного, воспринимать каждую встречу, по ее словам, как урок доброты.

К детям привело ее, видимо, именно это стремление сделать себя и мир добрее и лучше. Лариса не на словах понимает: если хочешь изменить мир, начинай с себя. А создание детского центра как нельзя лучше способствует этому.

- Кто из нас не желает видеть своего ребенка успешным, здоровым и процветающим? - говорит молодая руководитель. - И если с понятием "здоровый ребенок" все более или менее ясно, то слова "успешный и процветающий" каждый родитель понимает по- своему. Для одних это материальное, денежное богатство, для других - статус в обществе, третьим необходимо, чтобы малыш воплотил их собственные несбывшиеся мечтания детства: непременно стал известным актером, балериной или певицей. А нужно ли ребенку именно это, и не аукнется ли в будущем дополнительными конфликтами сына или дочки с родителями? Не станет ли такой подросток ненавидеть, к примеру, музыку или танцы, если его в раннем детстве насильно водить в студию или музыкальную школу?

С другой стороны, какие родители не желают своему ребенку только добра? Просто они не всегда могут обоснованно объяснить ребенку, зачем ему это нужно, а порой и сами не знают. Ошибки в процессе воспитания неизбежны - ведь "нет в мире совершенства", как говорил известный литературный герой.

- Но можно смягчить последствия этих ошибок, свести до минимума навязчивость и авторитарность, присущую в какой-то степени каждому взрослому, - отвечает на это замечание Лариса. - Решение проблемы и простое, и сложное одновременно: просто детей надо по-настоящему любить, все остальное подскажет сердце. Именно такие педагоги - беззаветно любящие детей - работают в нашем центре с не всем до конца понятным названием "Дети индиго". По одному из определений, это дети, пришедшие на нашу многострадальную землю, чтобы спасти мир от зла. Они порой ставят в тупик современных взрослых своими далеко не детскими рассуждениями, смелостью в суждениях и полным отсутствием страха перед оценкой. Наше название - образное, и обозначает оно лишь то, что для нас любой ребенок - самый талантливый, самый красивый и самый умный, и мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы он таким и проявился в мире. И родители будут первыми нашими помощниками, мы просто подскажем им, как вести себя со своим чудо-чадом! С ним надо играть, ведь все познается в игре. Не надо ссылаться на нехватку времени: если вы любите своего малыша, время всегда найдется! Ребенок - цветок, которому надо создать все условия, чтобы он раскрылся. Не надо торопить этот процесс, не надо лить много воды или прятать росток в теплице. К каждому цветку нужен свой подход, ведь он очень нежный - такой, как душа ребенка. Солнце и вода для ребенка - слово и взгляд близкого человека: сначала мамы, а потом - и нашего воспитателя. А методики - это почва и удобрения. Они хороши, но недостаточны для того, чтобы вырастить из малыша духовно богатого, творчески реализованного, а значит, счастливого во всех отношениях человека. Приходите в наш центр через несколько лет, мы здесь вместе с родителями вырастим просто волшебный сад!

А мне, в свою очередь, очень хочется верить, что каждый руководитель такого центра хорошо понимает всю степень возложенной на себя ответственности. Впрочем, Юлий Цезарь советовал браться за великие дела не особо раздумывая: а то, дескать, увидишь трудности и отступишь. Именно так берутся за большие дела современные молодые люди.

Подготовила Ирина ДЕНИСОВА.