Номер 36 (1032), 17.09.2010

"МЫ МОГЛИ УЙТИ С СУДНОМ ПОД ВОДУ
В ЛЮБУЮ МИНУТУ"

С мая начались перипетии одесских моряков на аварийном судне "Святая София", тонущем у египетских берегов. Моряки в чужой стране оказались совершенно беззащитны. Судно с тремя пробоинами могло уйти под воду в любой момент, если бы прорвали цистерны, находящиеся под давлением.

В январе "Святая София" должна была стать на ремонт в Ильичевске. Но это требовало затрат. И одесский судовладелец решил отправить его в рейс, несмотря на ржавое дно и неисправность одного двигателя. Причем команда собиралась в считанные дни. Люди не успели опомниться, как были наняты на сухогруз.


- На это судно я попал неожиданно быстро, - сказал Петр Горгуц, - вечером сказали, что к 9 утра нужен старший механик. Очень быстро со мной подписали контракт, прошел медкомиссию. И я поехал в Херсон. Однако на назначенную встречу мой агент не пришел. То есть неприятности начались с самого начала. Я переночевал в порту и явился утром к отходу судна. И только когда я поднялся на борт, понял, во что ввязался. Оно было в ужасном состоянии. До нас на судне была авария с обесточиванием. Я сообщил жене, успокоил ее, что постараемся привести его в порядок по пути. Но это было невозможно.

- Я должна была сразу сказать мужу, чтобы брал вещи и уходил с судна, - говорит жена Любовь Горгуц, - мы потом узнали, что этот судовладелец два года не рассчитывался с экипажем. Люди ждали, что им заплатят, не выдержали и ушли. И он стал набирать новую команду. Через несколько месяцев рейса стало ясно, что команда тоже попала в западню. Ни о каких выплатах речи не шло. К тому же поломки на судне, течь. Мы обратились в организацию "Ассоль" и вместе обивали пороги СБУ, прокуратуры, профсоюзов.

"МЕСЯЦ МЫ ПРАКТИЧЕСКИ ГОЛОДАЛИ"

Всю дорогу от Херсона до Стамбула одесские механики пытались отремонтировать судно своими силами. Руки у наших ребят золотые. Египтяне потом очень удивлялись, что сухогруз еще на плаву. В Стамбуле "Святая София" разгрузила минеральные удобрения. Казалось бы, рейс выполнен, пора рассчитаться с экипажем.

- Мы подписали контракт на Черное и Средиземное море, - заметил Петр Горгуц, - но нам пообещали, что заплатят, если мы сделаем еще один рейс. Контракт у меня закончился 14 мая. Но никакой замены прислано не было, и мы пошли на Бейрут. Там тоже были странности. Мы долго стояли на рейде, около двух суток. Вдруг команда - идти на Тартус. В Сирии загрузили 4200 тонн удобрений и пошли на Индию. Шли со скоростью 12 км в час. Уже обросли ракушкой, и быстрее идти не могли.

За это время судно дало течь. Вышел из строя один из двигателей. Перед проходом Суэцкого канала на борту уже была напряженная обстановка. А тут еще судовладелец отказался платить за проход канала, сославшись на отсутствие денежных средств. Арабы так и говорили морякам: "Ваш хозяин - плохой украинец". Судно стало на дальнем рейде в 28 км от берега. Ни запчастей, ни продовольствия морякам не подвозили. Судовладелец словно забыл о моряках. Трижды экипаж подавал сигнал SOS, запускал сигнальные ракеты. Но никакой реакции не последовало.

- В судне было три пробоины, - сообщил матрос Дмитрий Чалапко, - машинное отделение в воде. Один двигатель тоже в воде. Темнота. Мы ныряли, чтобы залатать дыры, делали так называемый цементный ящик. В любой момент цистерна, находящаяся под давлением, могла прорвать, и мы бы пошли ко дну. Целый месяц мы буквально голодали. Оставалась одна фасоль. Варили ее, жарили, в супе ели. Лепешки из муки пекли. Пили техническую воду со ржавчиной. Готовили в корыте на корме, разобрали панель на дрова.

Умельцы ловили рыбу, несколько человек взяли с собой удочки. Тем и разнообразили свой рацион. Душой коллектива был одесский повар. До рейса он работал в Аркадии.

- Из ничего такие блюда готовил, - восхищаются моряки, - то лучок найдет, зажарит к супчику, то уху, то рыбу жареную подаст.

Вокруг кухни в основном и бурлила жизнь.

- Были минуты депрессии, - рассказал Руслан Чеботарь, - но мы поддерживали друг друга, ждали, что помощь придет.

БРОШЕНЫ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ

Но самое страшное было то, что судно оказалось без освещения.

- Генераторы перестали работать, аккумуляторы разрядились, - рассказывает второй помощник Виталий Иванов, - аварийного освещения не было. Ночью разглядели, что на нас идет танкер. Если бы нас не заметили, раздавили, как скорлупку. Мы начали стрелять сигнальными ракетами. Потом рыбаки подарили нам фонарики. С ними ходили по борту.

Моряки изо всех сил пытались удержать судно на плаву. Но не могли даже откачать воду, не работали насосы. Судно дало крен.

- Мне в мае начали сниться страшные сны, - поведала мама 27- летнего Руслана, Елена Чеботарь, - как будто у него на лице ожог, весь худой. Тогда стала переживать. Он нам не хотел сообщать. А когда по телевизору рассказали, написал СМС, что в судне течь.

В это время жены, матери и дочери вместе с представительницами организации "Ассоль" уже штурмовали СМИ, прокуратуру, СБУ, МИД. Причем, зная ситуацию с украинскими моряками, консульство Украины в Египте практически бездействовало. Шумиха, поднятая СМИ, заставила МИД Украины предпринять действия.

8 августа военный катер ВМС Египта подошел к "Святой Софии", чтобы забрать украинцев. Однако моряки решили разделиться.

- Мы не должны были все покидать судно, чтобы оно не осталось бесхозным, - отметил моторист Виталий Шульженко, - Они хотели нас всех забрать на военном катере. Пригрозили, что будут стрелять. "Ну стреляй", - сказал я. И они отстали.

Оставшиеся на судне моряки поддерживали его жизнедеятельность. Ведь там был опасный груз, который в случае затопления судна грозил экологической катастрофой.

На это время судовладелец самоустранился от ведения дел. На помощь ребятам из Одессы вылетела инициативная группа, которую возглавила Светлана Фабрикант. На деревянном баркасе в шторм они доставили провизию и дрова голодающим морякам. Чтобы выйти в море, отважным женщинам даже пришлось немного подраться с представителями ITF и дать обещание, что вернутся в том же количестве на берег. Но больше всего их возмутило равнодушие консула Украины в Египте. Он даже пальцем не пошевельнул, возмущались женщины.

СУДНО ВЫСТАВЯТ НА АУКЦИОН

28 августа 6 моряков вместе с инициативной группой вылетели из Каира в Прагу, а затем в Одессу. Встречать их пришли родственники, друзья и экипаж "Святой Софии".

Пять человек во главе с капитаном еще остались на судне, чтобы контролировать ситуацию. Когда откачают воду, судно отбуксируют к берегу. Затем в течение 10 дней его выставят на продажу. После чего эти деньги пойдут для расчета с моряками.

В очередной раз наши земляки столкнулись с одной и той же проблемой - незащищенностью в других странах. Одесский судовладелец бросил их на произвол судьбы. Украинский консул тоже что-то выжидал. Действовали только те, кто сам оказался в этой шкуре, - жены моряков "Арианы", побывавших в пиратском плену. И теперь они готовы помогать другим, подавая пример, как надо работать профсоюзам и другим организациям, которые объявляют себя защитниками прав моряков.

- Нужно проверять, что за судовладелец тебя нанимает, - сделал выводы Петр Горгуц, - как он рассчитывается, есть ли у него долги перед экипажем. И не соблазняться заманчивыми предложениями, которые выходят таким боком.

А украинскому государству хорошо бы пересмотреть политику защиты своих граждан за рубежом.

Инна ИЩУК.

Фото автора.