Номер 27 (823), 14.07.2006
ПРОГУЛКИ ПО ОДЕССЕ
В книге "Судьбы местности, занимаемой Одессой", изданной в середине XIX столетия, упоминается хутор княгини Жеваховой, который находился "на восточной стороне горного хребта, отделяющего Куяльницкий лиман от Гаджибейского".
От фамилии Жеваховых и возникло название этой небольшой горы. Не выше и ее соседка Шкодова гора.
Вообще понятие "гора" в Одессе, раскинувшейся в Причерноморской степи, звучит несколько условно. Действительно, трудно назвать горами две плоские небольшие возвышенности на северо-западе, которые ничуть не выше основного городского плато. Но нельзя забывать, что они находятся в самой низменной части города Пересыпи и потому кажутся более высокими, чем на самом деле.
Забавнее народное название Шкодова возникло в первый период существования Одессы, когда бездорожье было страшным бичом города" Пересыпская низина значительную часть года вообще являлась недоступным районом, ибо ее заливало водой (и ныне такое случается). Здесь нередко и летом путь к Хаджибейскому и Куяльницкому лиманам преграждали озера грязи. Поэтому Пересыпь часто приходилось объезжать через находящуюся рядом гору. Но и при объезде телеги и кареты нередко застревали, ломаясь на многочисленных ухабах. "Сама шкода, а не шлях", то и дело с огорчением восклицали проезжие. Так и повелось называть возвышенность Шкодовой горой.
Гора символ духовной высоты и центра мира, места соприкосновения неба и земли, превосходства, вечности, чистоты, постоянства, подъема, устремленности, вызова. Вера, что божества обитают на вершинах гор или используют их для явления своей сущности, присутствует во всех странах, где горы настолько высоки, что их вершины скрыты облаками. Таким горам столь же истово поклонялись, как и опасались их, как, например, в Африке, Горы представлялись не только местом обитания богов, их также связывали с героями и святыми пророками. Явление Бога Моисею на горе Синай у иудеев соответствует Нагорной проповеди Христа у христиан. На горе Кармел Илия торжествовал свою победу над жрецами Ваала, на горе Хорив он услышал голос Божий, на Масличной горе, по свидетельству евангелистов, Христос вознесся на небо. В средневековых легендах о Граале эликсир жизни хранился в замке на горе Салват. В Китае Гора Мира, Кинлун, считалась местом истока Желтой реки (Хуанхэ) и была символом порядка и гармонии, местом жительства бессмертных и верховного божества. Футзияма, чье изображение часто используют как эмблему Японии, была и остается до сих пор священным местам для синтоистов, которые совершают восхождение на нее для свершения религиозных обрядов.
В Центральной Мексике гора Тлалок была священным символом великого бога плодородия и дождя Тлалока. С горы Олимп правили древними греками их сварливые боги. Священные горы могли быть как реальными, так и фантастическими, как Белая Гора у кельтов, изумрудная Сафа у мусульман, гора Меру, вокруг которой, согласно индуистской космографии, обращаются Луна, Солнце и звезды. В индуистской теории возникновения мира гора Мандара была основным местом сотворения мира из космических вод.
Высокие горы считались и центром, и осью мира, выраставшего от их вершин подобно большому перевернутому Мировому Древу. Вершина могла выглядеть и как пуп Земли, и как дыра, и как место, с которого начинается путешествие в загробный мир. Иногда горы были полыми внутри, и там спали бессмертные. Фантастические горы обычно представлялись ступенчатыми, ступени символизировали последовательные стадии духовного просвещения. (Для неподготовленного индивидуума количество ступеней духовного роста было огромным, сокращаясь по мере его духовного развития). Храмы в форме горы выражают ту же самую мысль как, например, грандиозные зиккураты в Месопотамии, или ступенчатые пирамиды в Центральной Америке, или ступы и пагоды Азии, Для психологов подъем в гору символизирует сильнее стремление к самопознанию. Гора самоочевидный символ мужского начала, хотя великая мать Кибела была также и богиней гор. В искусстве гора с двумя вершинами символизировала удвоенную силу. Другие символы горы треугольник, крест, корона, звезда и ступени или лестница. Согласно поверью Мухаммед использовал неизменность гор как аллегорию необходимости смирения: когда он приказал горе Сафа двигаться, она не повиновалась, и он сам отправился к ней, чтобы поблагодарить Бога за то, что она осталась на месте.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
На фото: Картина Рериха "Мухаммед на горе Хира".