Номер 18 (914), 23.05.2008
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Эта история длится уже более десяти лет. В 1997 году наша газета обратила внимание на странную афишу, завлекавшую юных любителей театра в якобы филиал российских театральных вузов. Занимался этим некий Андрей Махлин. Как мы тогда выяснили, это было чистой авантюрой: руководители московских вузов понятия не имели о том, что делается под их брендом. Прошло еще несколько лет, и тот же господин снова объявился в Одессе, на сей раз искушая уже городские власти грандиозным проектом творческого фестиваля. К счастью, и на этот раз вмешательство журналистов предотвратило потери для городского бюджета. Однако, как оказалось, некоторые журналистские сюжеты не заканчиваются, предоставляя возможность то и дело к ним возвращаться.
В последний раз мы писали о деяниях Андрея Махлина (он же Анджей Перевалов) в середине 2007 г. (ПФ, № 26-2007). Речь шла о том, что сей г-н под видом вялотекущей деятельности руководителя театральной студии сколотил сначала в Одессе, а затем в Санкт-Петербурге подобие секты, опутавшей его "учеников и учениц" сетью финансовых и сексуальных взаимоотношений. Рассказывая о подробностях сценических экзерсисов Мастера (так он велит себя звать-величать - Булгаков отдыхает!) в Южной и Северной Пальмирах, мы здорово рисковали: ведь на тот момент ни одна из жертв "тотального режиссера" (еще одна махлинская самохарактеристика) не соглашалась обнародовать свою фамилию и подтвердить, например, в зале суда, что конкретно с ней в студии проделывал сей служитель Мельпомены.
Неожиданную, но от этого не менее весомую помощь, нам оказал сам Махлин-Перевалов, опубликовав на своем сайте высказывания своих питерских подопечных в качестве опровержения нашей статьи "А Махлин все махлюет...".
Первой реакцией было удержаться от использования этих материалов, ведь девушки рассказывают о своем позоре, не скрывая имен и подробностей. А потом пришло понимание: обнародовать это просто необходимо, хотя бы для того, чтобы другие вот такие глупые девчонки, увидев ситуацию со стороны, избежали жалкой участи рабынь. И чтобы одесские чиновники, буде пан Анджей опять нагрянет в Южную Пальмиру, не пошли у него на поводу, давая возможность совращать молодежь под благовидным предлогом.
Вы сидите? Какое там сесть, когда нужно лечь и никогда больше не встать! Галина Лягущенко пишет: "Что касается походов в баню - у каждой актерской школы свои правила внутреннего распорядка и свой набор тренингов и упражнений. В Новой актерской школе в них включена исконно русская традиция - баня, испокон веков известная своей оздоровительной силой, - в этом нет ничего непристойного". Ей вторит Жанна Семенова: "Мы все чувствуем на себе любовь Мастера и как учителя, и как мужчины". Ну, как видно, все- таки не все, вот пишет Никита Еременко: "Краеугольным камнем стали походы в баню. Лично я с Анджеем в баню не ходил. Я знаю об этой традиции, но я же не кричу о ней на всех перекрестках". Слово Ольге Тереховой: "Да, Андрей Игоревич не живет моральными нормами и принципами, которые установило наше глубокоуважаемое общество, но кто сказал, что они идеальны??? Что же касается приставаний Мастера к студенткам, то я уверена, что самое простое - обвинить Андрея Игоревича в приставаниях к девушкам - он мужчина... И еще - если не любить Мастера, режиссера, как можно ему открыться? Вот вы отдали бы самое дороге первому встречному? Скорее, нет".
А вот что говорится в коллективном письме, подписанном уже названными ребятами и вдобавок Натальей Рудой, Ириной Яхонтовой, Томой Дмитриевой, Натальей Беляевой и Кузьмой Стомаченко: "Мы регулярно посещаем баню, которая известна на весь город и находится по адресу: улица Большая Озерная, 84, непосредственно на Суздальских озерах Санкт-Петербурга. Зимой для посетителей в озере проделывается прорубь, куда все бегают голышом через дорогу. Приходя в баню, мы заказываем себе отдельный номер, в котором можем и собраться за общим столом, и попариться, и искупаться... Специальное тренинговое задание - раз в полгода заниматься речью и пластикой после выпитого стакана водки - традиция, которая имеет конкретное назначение для развития актерского мастерства. Цель ее - тренировка ясности сознания, речи и координации движений в любой стрессовой для организма ситуации... То, что Мастер - мужчина, чувствует, пожалуй, каждая девушка сразу при поступлении в Школу. Да, мы влюбляемся в Мастера и не стесняемся этого, каждая учащаяся школы в той или иной форме признавалась в любви к Мастеру"...
К чести питерской молодежи, пятеро студийцев (одна из них, бывшая староста группы Юля Попельнюк, прошлым летом и обратилась в нашу газету) не сочли такую методу преподавания актерского мастерства адекватной и написали жалобы в ректорат Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета (СПбГМТУ). Обратились туда, поскольку "маэстро" содержал свой драмкружок при названном уважаемом вузе в подвальном помещении одного из студенческих общежитий. Как видим, комментарии "верных последователей" не столько опровергают, сколько подтверждают суть жалоб. Вскоре после этого "кабачок пана Анджея" прикрывают, лишая помещения и покровительства. Договор о сотрудничестве между "Школой" и вузом был расторгнут.
Нет оснований верить абсурдным утверждениям "Мастера", будто его "Маргаритам" по окончании "обучения" - прямая дорога в Санкт-Петербургскую Государственную академию театрального искусства (еще в Одессе Махлин все время пытался позиционировать свой вертеп в качестве "филиала" то РАТИ (ГИТИСа), то училища им. Щепкина при Малом театре, то уже упоминавшейся СПбГАТИ). Туда зачисляют несколько по другим критериям... А где можно оказаться после "полного курса театральных наук", полученного таким образом, - в психушке или на панели - пусть решают компетентные органы Питера, если они, конечно, так же оперативны, как и герои нашумевших сериалов о "ментах" Северной Пальмиры...
Как избавлялись от маэстро в Одессе в последний раз, то есть осенью 2006 года, рассказывает он сам на том же сайте: "Помощник Гурвица, начальник управления информации и член постоянной комиссии горсовета по культуре и духовности мэрии Эдуард Щеглов сначала активно помогал мне, но потом, когда потребовалось его вмешательство в очередную клеветническую кампанию, развернутую против меня в СМИ, сообщил по телефону, что выпроводит меня из мэрии... в Россию с милицией, если я не уйду оттуда по доброй воле (браво! ай, браво, господин Щеглов! - М. Г. )" Далее г-н Махлин жалуется, что тогдашний начальник управления молодежной политики Виктор Аксанюк, будучи членом рабочей группы по проведению фестиваля "Морская романтика" (это же надо придумать такое название!) "звонит в администрацию Питера и гадит там, как только может, опираясь на архив известных статеек, которые принесли ему Г-журналисты (имеется в виду автор этих строк, а также Александр Галяс и Татьяна Геращенко, такое определение придумал нам этот чудак на букву "М". - М. Г. )" Надо же, наглость какая: проверять, кому это вздумалось прильнуть к городской казне.
Тогда пан Анджей мечтал не только получить бюджетные деньги на проведение фестиваля, но и восстановить муниципальный статус своего драмкружка, существовавшего в Одессе еще при первой каденции мэра Гурвица. Тогда он уверял, будто пользовался поддержкой погибших Сергея Варламова и Игоря Свободы (хотя вряд ли они знали обо всех сторонах деятельности этого псевдорежиссера) и был почти у цели. Только журналисты, вовремя обратившие внимание властей на готовящуюся аферу, помогли сберечь немалые средства из бюджета, а заодно и честь одесских девчонок, по неопытности имевших шансы попасть в неприятную ситуацию. Может быть, в Питере маловато симпатичных парней, способных так увлечь девушек, чтобы им не захотелось даже смотреть в сторону престарелого селадона. Но у нас-то в Одессе с этим порядок! Так что идите в баню, неуважаемый "Мастер", и даже не думайте возвращаться в Южную Пальмиру...
Мария ГУДЫМА.