Номер 18 (865), 18.05.2007
Последние несколько лет в Одессе снова стал развиваться парусный спорт, благодаря поддержке фирмы "Трансбункер". Но тот пробел, когда яхт-клуб был на грани закрытия и не работал, сегодня особенно ощутим в нехватке капитанов яхт. И если яхты приобретаются, паруса шьются, то спортсменов надо воспитывать, и не один год. О яхтенном спорте и его материальном оснащении мы решили побеседовать с парусных дел мастером Валерием Никифоровичем Миндрой, генеральным директором ООО "Акватон".
Валерий Никифорович, у парусного спорта Одессы есть будущее?
По всей видимости, да. Когда за дело взялся "Трансбункер" это наши спортсмены, вышедшие из черноморского яхт клуба, дело пошло на лад. Уже закуплены детские гоночные лодки, набрана и воспитывается юная смена яхтсменов. Яхт-клуб приглашает тренеров с Украины, причем с предоставлением жилья. В программе развития предусмотрено строительство спортивной школы, раздевалок, душевых. Я как член совета яхт-клуба отвечаю за развитие детского спорта.
Во время беседы Валерий Никифорович то и дело давал указания своим мастеровым. Мастерская должна была срочно изготовить комплекты парусов для воспитанников яхт-клуба, которым предстояло соревнование в море. Одесская парусная школа всегда славилась своими спортсменами. Одесситы были представлены в сборных Советского Союза. Подготовка шла на олимпийском уровне. И уже сейчас одесские яхтсмены снова показали хорошие результаты на международной регате в Испании, завоевав третье место.
Скажите, какова роль удачи в гонке?
Ей отводится решающая роль. Поэтому моряки так суеверны. Несмотря на прогнозы погоды, ветер может измениться в любую минуту. Например, берег нагреется быстрее, ветер в акватории, где проходит гонка, поменяется. Или одна яхта успеет проскочить между двумя другими и вырвется вперед. Но, конечно, выигрывают более опытные спортсмены, которые правильно разработают стратегию и тактику гонки.
Но результат гонки зависит и от быстроходности яхты и парусов?
Бесспорно. Американцы на исследование и улучшение парусности тратят миллионы. Для этого у них есть экспериментальные лаборатории, испытательные стенды. И качество парусов все время растет. В своем производстве парусов мы используем американские технологии. Фирма "Акватон" создавалась как совместное американско-украинское предприятие. Нам поставили современное оборудование, на котором мы смогли шить хорошие паруса. В Украине мы были первыми. В Союзе паруса шили только в Таллинне и Ленинграде. Наши паруса идут на Россию, Польшу, Америку и другие страны. Мы не участвуем в выставках и не рекламируемся. Спортсмены на соревнованиях видят нашу эмблему на парусах победителей и тоже хотят такие паруса.
Сколько стоит парус?
Есть разные паруса: тренировочные от 400 у.е. Гоночные дороже. Для детей паруса меньше, для взрослых бывают паруса и в 200 квадратных метров. Все зависит от размера яхты.
В Украине строят яхты?
Яхты, в основном пластиковые, строят в Киеве. Днепропетровске, детские лодки делают в Севастополе, Николаеве. В Николаеве есть 3 верфи, где производят большие стальные яхты от 10 до 30 метров в длину. Это в основном моторные яхты. По техническим возможностям и качеству они ничем не уступают иностранным, разве что по дизайну.
В Одессе есть тенденция увеличения числа яхт?
Да, в основном моторных. Для управления ими нужно пройти курсы судоводителей. Яхты приобретают чаще всего предприниматели. По-другому дело обстоит с парусными яхтами. В Одессе каждый год появляются 2 новые парусные яхты. Они безопаснее, под парусом всегда дойдешь до берега, если мотор заглохнет. Но они сложнее в управлении. Обычно для такой яхты нанимается экипаж, зачастую из воспитанников яхт-клуба.
Но сейчас, несмотря на воскрешение парусной школы, в Одессе ощущается острый дефицит капитанов. 15 лет простоя Черноморского яхт-клуба дали себя знать.
Сегодня развитие парусного спорта в Одессе зависит от спонсорской поддержки. А как обстоят дела с подготовкой яхтсменов в других странах?
Я участвовал в подготовке российской команды к Кубку Америки и мне довелось увидеть, как обучаются американские яхтсмены. Начальная подготовка осуществляется за счет частных школ. В Америке все платное. За деньги всему можно научиться. Хочешь выходить в море иди на курсы управления яхтой. Буквально за 10 дней люди получают сертификаты на право вождения. Кроме ускоренных курсов есть и полугодичные, и годичные. Это зависит от того, сколько знаний ты хочешь получить и какой специальностью овладеть.
Яхтенный спорт дорогой во всем мире. Подумать, хотя бы, сколько стоит одна стоянка яхты в порту? Правда, в некоторых странах есть муниципальные марины, где на якорях можно стоять бесплатно.
А в Одессе арендная плата для стоянки яхт снова подорожала?
Так же, как и все остальное: выросли коммунальные услуги, растет и арендная плата. Стоянка яхты в Черноморском яхт-клубе не дешевле, чем на морвокзале и на 8-й станции Фонтана, где стоят только моторные яхты. Сейчас строится яхт-клуб в Лесках. Но это тоже частная структура со своими расценками.
Парусный спорт дорогое удовольствие. И занимаются им, наверное, только дети богатых?
Нет. У нас в школе занимаются обычные ребята. Сначала набирается большая группа. Потом дети отсеиваются. Остаются самые способные. Они занимаются в школе, совершенствуются в парусном деле, участвуют в соревнованиях. Потом ребята переходят на крейсерскую яхту. Становятся капитанами. Ну и опытных капитанов уже приглашают на частные яхты. Так что парусной школой образование не оканчивается. Если у человека призвание к морю, он будет ходить под парусом.
Как всё начиналось у вас?
Я начинал с флотилии юных моряков. Попробовал и понял, что это мое. Гонялся на скоростной "Торнадо", на крейсерских, был в сборной СССР, тренировал ребят. А сейчас я делаю для наших яхтсменов паруса. И уже не так часто, но все равно выхожу в море.
На сегодня парусная школа в Одессе единственная. Подобные парусные школы были созданы в Сергеевке, Ильичевске, Южном, Белгороде-Днестровском. Но половина уже закрылась. Выживать парусному спорту очень тяжело. Нужен крепкий спонсор. Мы надеемся, что Черноморский яхт-клуб будет продолжать свою линию развития парусного спорта. На сегодня уже проведено дноуглубление. Для стоянки яхт приобретены понтоны. Вот только странно, что к клубу нельзя подъехать. Во всем мире к яхт-клубам проложены дороги. У нас же, чтобы довезти краску, материалы для ремонта яхт, спортсмены пользуются тачкой. Этот факт очень трудно объяснить иностранцам, которые посещают яхт-клуб.
В планах парусной школы проведение чемпионатов и регат как городского, так и международного уровней. Спортсмены должны расти, набираться опыта, соревнуясь со своими сверстниками, чтобы стать победителями, держа нос по ветру и выбирая верный маневр под парусами Одессы.
Инна ИЩУК.