Номер 13 (860), 13.04.2007
"Мое письмо адресуется не столько редакции газеты, сколько тем пассажирам, которые стали жертвами недобросовестных кассиров железнодорожных касс. Пусть и они напишут в газету, как их обманули или пытались обмануть при покупке железнодорожного билета. Близится время летних отпусков, и провести предварительный ликбез для наивных будет отнюдь не бесполезно. Мне по вопросу, связанному со здоровьем, нужно было выехать в Киев не позже 13 апреля. Билеты я решила взять заранее и 4 апреля поехала в билетные кассы на Среднефонтанскую. В кассе № 7 почти не было очереди. Я, предъявив удостоверение об инвалидности и паспорт, попросила оформить мне билеты на черниговский поезд на 13-е и соответственно на 21-е число на обратную дорогу. С учетом возраста и инвалидности я попросила дать мне нижнее место. Кассир, которая была вначале не слишком любезна, ворчала, что я ВТЭКовским удостоверением прикрыла паспорт, сменила гнев на милость и сказала, что хотя с обратным билетом проблем нет, но вот на 13-е в пятницу с билетами плохо, нижних мест нет, и предложила мне взять билет на тот же поезд, но в прицепной вагон, следующий в Калининград. "Вам это обойдется на 13 гривен дороже, но место будет удобное".
Я согласилась, хотя 13 грн тоже деньги, но не взбираться же мне на верхнюю полку, а ехать "Черноморцем" еще дороже, и нет гарантии, что на него есть билеты на удобные места. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что билет в прицепной вагон стоит дороже не на 13, а на 25 с полтиной гривен (уже потом, изучая билет, я обнаружила, что разница составила бы 37 грн, если бы не оказалось, что наше ПДВ намного круче российского НДС вагон-то оказался российского формирования). На мой вопрос, почему билет дороже на 25, а не на 13 грн, кассир резко ответила, что в стоимость билета вошла также стоимость постели. Я возразила, что постель ведь вошла как в прямой, так и в обратный билет, так что на разнице в цене она не должна сказываться. Тут кассир резко мне посоветовала внимательно прочитать расшифровку ценообразования билета и не мешать ей работать, а если меня билет не устраивает, сдать его. Поскольку в это время закрылась на перерыв касса рядом, то за мной выстроилась очередь, и кое-кто начал шуметь, что я их задерживаю. Я подошла в справочное окно и пожаловалась на то, что кассир, дезинформировав меня в стоимости билета, не желает или не хочет даже вникнуть в суть претензии. Но вопрос оказался не в компетенции работника справочной. По пути домой я заехала на вокзал и обратилась к дежурному по вокзалу. Дежурный был очень любезен и пошел со мной к старшему кассиру. Старший кассир не менее любезно объяснила мне, что с меня все взяли правильно, так как это российский вагон, и россияне сами устанавливают свои тарифы. Все же мне удалось объяснить, что претензия не к самой цене, а к дезинформации, которую позволяет себе кассир. Ведь если допустить, что она не знала стоимости билета в калининградский вагон, то, увидев на дисплее компьютера его цену, обязана была спросить у меня, согласна ли я переплачивать в полтора раза (льготный билет до Киева в черниговском поезде вместе с постелью стоит 44 грн). Короче говоря, на вокзале мне посоветовали обратиться к заведующей кассами предварительной продажи железнодорожных билетов Виктории Ивановне. На следующий день я так и поступила. Виктория Ивановна очень удивилась тому, что мне предложили калининградский вагон, так как даже на следующий день после моего злополучного похода за билетом в ряде вагонов были еще нижние места, правда в последних купе, что лично меня нисколько бы не смутило.
Значит, кассир обманула меня дважды: сначала солгав, что на 13-е нет уже нижних полок, а затем, что билет мне обойдется только на 13 грн дороже. Кроме того, она, видимо, считает, что перед ней стоит полный профан? Говорит, что разница вышла больше за счет стоимости постели. Как будто я не соображаю, что цена за постель входит в оба билета... И тут Виктория Ивановна меня совсем ошарашила. Выяснилось, что в билет в калининградский вагон стоимость постели вообще не включена, что я лишь должна была бы оплатить постель на месте проводнику. Таким образом, кассир меня обманула ТРИЖДЫ. Виктория Ивановна утверждала, что корысти в поведении кассира не было, а я не уверена, думаю, что кассир имеет какие-то комиссионные за продажу билетов в российские поезда или вагоны. А как же иначе объяснить ее поведение?
Виктория Ивановна вызвала кассира одной из касс, попросила ее оформить мне билет на 13 апреля в обычный вагон, злополучный билет в калининградский вагон сдать, все потери при сдаче отнести за счет недобросовестного кассира кассы № 7, а мне вернуть разницу в стоимости билетов. А представляете, если бы я сдалась, а не добивалась правды, то дорога обошлась бы мне еще дороже за счет оплаты постели. Так что, пассажиры, отстаивайте свои права!"
К-ва, пенсионер, инвалид 2-й группы.
Мы поместили это письмо в рубрику "Вопрос-ответ", хотя вроде бы в нем вопрос не содержится. Однако комментарии к нему отнюдь не лишни. С тех пор, как ввели в состав поездов вагоны с повышенным сервисом, их начали буквально силой навязывать пассажирам. Мне ежегодно приходится ездить в Петербург. В поезде Одесса-Петербург разница в стоимости билета в обычный вагон и вагон с "повышенным" сервисом весьма и весьма существенная (не помню, сколько в гривнах, а в рублях это около 1000 руб.). А предлагаемый сервис это лишний пластмассовый цветочек на столике в вазочке, мешающей разложить свою снедь четырем пассажирам, и еда, которая не каждому подходит по вкусовым, диетическим и материальным параметрам. Слава Богу, руководство железной дороги формально запретило навязывать этот "ненавязчивый сервис", но кассиры все равно, то ли "делают план", то ли зарабатывают комиссионные. Мне год назад пытались навязать такой билет с "комфортом" до Петербурга, тоже мотивируя отсутствием билетов, хотя я покупала билет чуть ли не за месяц. Пришлось идти к старшему кассиру. Естественно, билет в обычный купейный вагон нашелся.
Теперь еще одна интересная деталь. Кассир, продавшая гр-ке К-вой билет в российский вагон, не могла не знать, что за постель в этот вагон она с пассажирки денег не получала, поскольку постель оплачивается российскому проводнику в самом вагоне. А российский проводник берет за постель... РУБЛИ или их эквивалент в гривнах по какому-то специальному "железнодорожному курсу". В этом я не раз убеждалась, поэтому, если у меня от прошлогодней поездки не осталось рублей, то я на дорогу покупаю рубли в обменнике Привожу пример: год назад, насколько я помню, постель в петербургском поезде стоила 30 рублей, в обменнике эти 30 рублей обходятся примерно 5,40 грн, а проводник берет с пассажира, не имеющего рублей, 10 грн. Так что нашей пассажирке ее поездка в Киев в калининградском вагоне обошлась бы еще минимум на 10 грн дороже, то есть не 44 грн, а 79 с копейками (если не больше, Бог знает, сколько в этом году стоит постель в российском поезде дальнего следования).
Елена ГРИГОРЬЕВА.
Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.