Номер 12 (757), 01.04.2005

МИХАИЛ РЫБАК

ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЁРА

С РАЗРЕШЕНИЯ ГАИ

Первого апреля 1974 года по улицам Одессы прошли участники третьей по счёту официальной ЮМОРИНЫ.

Разношерстная толпа ряженых двигалась по Дерибасовской под звуки десятков духовых оркестров, играющих на предельной громкости каждый свою мелодию.

В то же время на улице Розы Люксембург (ныне Бунина а давным-давно – Полицейская) в квартале от Преображенской готовились к автопробегу по улицам города старые автомобили. Были среди них самые неожиданные для нашего времени экземпляры, в том числе и довоенного выпуска. Их борта, капоты, багажники были разрисованы смешно и остроумно, а некоторые надписи заставляли от души хохотать прохожих. Поражали одеждой, разукрашенными лицами, всякими старинными шляпками-зонтиками водители автомобилей и их пассажиры. Среди лозунгов "Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству" был самым банальным, ибо придумывали такое: что могут придумать только одесситы.

Наконец автопробег стартовал и впервые после традиционного проезда по центральным улицам города двинулся, на юго-запад, оставляя за собой чёрно-синюю дымовую завесу ибо решили устроители проехать по недавно заселённой улице Ильфа и Петрова. Финиш, как и в прошлые два года, был на дорожках Центрального стадиона ЧМП, трибуны которого уже заполнили тысячи восторженных зрителей.

Однако один автомобиль, а именно белый "горбатый" "Запорожец", выскочил из колонны налево по Пушкинской и на предельной для него скорости (благо все светофоры были выключены) помчался к Приморскому бульвару. А там, аккуратно обогнув неутомимого Дюка, свернул к Потёмкинской ластнице. Об этом маршруте знали заранее очень немногие, и потому бульвар и лестница были немноголюдны. Но, как известно, чтобы собрать "на интересное" несколько сот одесситов в любую точку города достаточно только свистнуть. И когда мы, двое фоторепортеров и несколько устроителей автопробега поднимались с улицы Суворова вверх по лестнице навстречу нашему "Запорожцу" народ уже собирался на бульваре. Принадлежал сей "горбатый" представитель отечественного машиностроения капитану "золотой" команды КВН Одесского нархоза Юрию Макарову, который доверил свой автомобиль человеку не только опытному, но и остроумному – водителю такси Ефиму Выдомскому, который, кстати, в свободное от пассажиров время писал фельетоны, юморески и был постояннм автором юмористической страницы "Антилопа-гну", которую творил в газете "Вечерняя одесса" Семён Лившин, создавшей в конце 80-х годов единственную русскоязычную юмористическую газету "О'кэй" на Американском континенте. А тогда Лившин был одним из активных организаторов ЮМОРИНЫ и, в частности, автопробега.

Конечно же, исторический поезд "горбатого" по ступеням Потёмкинской лестницы был заранее оговорен с высоким милицейским начальством, которое во имя безопасности выставило достаточное количество постов ГАИ по улице Суворова, куда предстояло съехать шалунишке-"Запорожцу".

Правда, во время разговора с милицейским полковником кто-то из гаишных офицеров попытался высказать своё "особое мнение":

— Так эта ж... лестница ж... памятник ах-хер-тиктуры, да?

— Ну, ладно, – махнул рукой полковник, – от "Запорожца" ничего ступенькам не сделается...

А Фима Выдомский уже год спустя возил пассажиров в Нью-Йорке на собственном такси, приобретя за немалую сумму специальный жетон муниципалитета.

Забросила судьба в Новый Свет и Юру Макарова, и живут они с Выдомским совсем недалеко (по нью-йоркским меркам) друг от друга.

На снимке слева от "шагающего" по ступеням "Запорожца" – Семён Лившин.