Номер 11 (807), 24.03.2006
Свыше 30 зданий в Одессе (жилые дома, больницы, банки) построил тогдашний главный архитектор города Семен Андреевич Ландесман. Одессу невозможно представить без театра Сибирякова (ныне Украинский театр), места на улице Полицейской (Бунина), бани Исаковича....
С.И. Исакович владелец одной из самых знаменитых до революции бань Одессы бани Исаковича, расположенной в его собственном доме на улице Преображенской, 45. В бане, которая работала с 8 до 24 часов, имелись общее отделение, душ, номера и бассейн. Проводилось гидропатическое лечение минеральными водами. Было открыто специальное отделение для военных чинов...
В советский период баня Исаковича продолжала обслуживать Одесский военный округ; кроме непосредственно бани, здесь размещалась ателье по пошиву форменной одежды офицерского состава.
При реконструкции и ремонте всего комплекса потребовалось заменить пришедшие в негодность металлические ворота. Причем, не какими-нибудь произвольными, которые так уродуют фасады старых зданий, а точно такими, какими задумал их Ландесман ценитель искусства, собиратель картин и знаток музыки. Разработать чертежи этих ажурных кованых ворот было поручено мне в то время, работавшему в Военпроекте. Вновь изготовленные ворота были установлены, их не отличишь от первоначальных...
Ворота символизируют могущество, безопасность и надежность власти, особенно городской, оседлой власти (бург, борг, кремль, кала, кент).
Особенно почитался символ ворот на Ближнем и Среднем Востоке (здание бани Исаковича несет черты восточного стиля), где в глубокой древности столичные города, резиденции монархов обносились каменными или кирпичными стенами и имели несколько ворот, запиравшихся на ночь. Это символическое значение ворот как могущества власти нашло прямое отражение в официальном наименовании правительства Османской империи Портой (Высокая Порта, Блистательная Порта, Оттоманская Порта, т. е, "ворота", "высокая дверь", "дверь паши (султана)".
Задолго до появления храмов у многих народов священным местом считались два столба с перекладиной над ними. У финикийцев были известны столбы Мелькарта, в Вавилоне ворота Иштар и Мардука. В Иерусалиме были Золотые Ворота, те самые, в которые должен был войти грядущий Мессия. Позже мусульмане устроили свое кладбище перед этими воротами, надеясь, что Мессия не сможет прейти через землю мертвых. Собравшись, иудейские мудрецы долго думали, что делать. Наконец решили, что если ему суждено прийти, он знает, как ему войти в эти ворота. В Спарте почитались ворота Кастора и Полидевка. Явственно видны следы почитания ворот у римлян, где богом ворот и хворей считался двуликий Янус, а проход через ворота, по сторонам которых находились алтари Януса и Юноны, символизировал переход из одного возраста в другой. Ворота в виде балки, вбитой в стены, были знаком начала новой жизни, нового состояния, в которое вступали обращенные. Юноша, выдержавший эти испытания, становился мужем и членом курии. Значение ворот в религии Древнего Рима не ограничивалось обрядом юношеской инициации, но было своеобразным фильтром очищения от зла. Этот мотив проползания под аркой перенесен из более древних времен когда плененные враги должны были ползти над скрещенными копьями. Это было не издевательством, как обычно трактуется проход под ярмом, а простой религиозной предосторожностью, вызванной страхом перед чуждыми силами. Ворота также служили для прохода войск в ритуале освящения победы и чествования победителей.
Городские ворота несли в себе не только функцию впускания и выпускания людей. Они были ориентированы по сторонам света и являлись местами отправления ритуалов и культов. Например, в Москве известны Чертольские ворота (Зубовская площадь), Покровские ворота, Красные ворота (место встречи и проводов Масленицы, а также всенародного поедания блинов). В конструкции станций метрополитена скрыт архаический знак арки, куда скрывается Солнце. В русских деревнях двухстворчатые ворота были в структуре крестьянского двора важным элементом. Через них въезжали на телеге, привозя сено, дрова и другие важные продукты для поддержания дома. Ворота, как и дом, имели свею крышу, а также засов, игравший роль замка, который нельзя было открыть снаружи. Ворота были фасадные, украшенные орнаментом, и задние, которые, как правило, выходили в огород. "А двор без ворот что без прясел огород". Семантика отказа строится на поговорке "От ворот поворот".
Ворота Квирина Януса были всегда открыты, когда на территории Рима шла война.
Воротам в старые времена приносили жертвоприношения.
Вертикальные каменные столбы разбросанные по всему миру (нередко высотой до 20 метров, иногда в виде каменных баб), называют менгирами. Очень редко менгиры служили надгробием, чаще символизировали поклонение. Основная функция ворота в другой мир.
Лучезарный небесный свет, бесконечный и вечный. Тому, кто входит в эти ворота, тему уже не нужно рассуждать и познавать. Потому-то и тесны врата и узок путь, ведущий к вечной жизни, и лишь немногие находят их.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
На фото: старинные ворота на Пушкинской.