Номер 11 (756), 25.03.2005

К 180-летию со дня рождения контр-адмирала А.Ф. Можайского

СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО В МИРЕ САМОЛЕТА

Небольшой участок открытого места на военном поле вблизи лагеря Николаевского кавалерийского училища в окрестностях Петербурга обнесли высоким забором. Подъезжали повозки, сюда что-то привозили и складывали. Таинственный груз доставляли из мастерских, устроенных в сарае одного частного дома, а также с Балтийского судостроительного завода.

Испытание летательного аппарата, созданного Александром Федоровичем Можайским, было назначено на вторник 20 июля 1882 года.

В полдень на военном поле собрались известные военные и ученые того времени. Перед началом испытаний Можайский обратился к присутствующим с речью:

— Господа! Вы устремляете взор к небу и видите облака и птиц. Они вечно в движении. Облако – это воздушный шар, аэростат, а птица – это аппарат тяжелее воздуха. Многие столетия люди искали путь к тому, чтобы научиться управлять шаром в воздухе. Но как это сделать, так и не решили. Поднявшийся в воздух шар, как и облако, ветер уносит против воли человека.

Надо научиться летать и управлять полетом в воздухе так же, как мы управляем кораблем на море. Но каким же образом? При помощи аппаратов тяжелее воздуха. Умы русских людей направлены по пути открытий, человек вступает в неведомую область.

Речь Можайского была скупа, и тем не менее она захватила внимание. Все притихли и насторожились.

Он говорил, не отрывая своего взора от самолета. Он говорил о том, что люди будут летать в воздушном океане, будут преодолевать большие пространства при помощи летательных аппаратов. Он рассказывал о своих многочисленных опытах и тяжелом своем труде, о своем аппарате, который сейчас все видели. Изобретатель оживился, увереннее и громче зазвучал его голос:

— Аппарат поднимает человека и груз!

В ту пору не было понятия более сомнительного, чем полет на аппарате тяжелее воздуха. В самом военном министерстве, и в частности в Главном инженерном управлении, многие относились к идее Можайского с недоверием. Построить в то время аэроплан – значило совершить великий научный подвиг. Никаких теоретических расчетов, кроме личных опытов и собственных научных изысканий, в распоряжении изобретателя не было.

Присутствовавшие подходили к самолету, осматривали его. Вот как описывает его один из очевидцев.

"Моноплан представлял собой лодку с деревянными ребрами, обтянутыми материей, к бортам лодки прикреплены были прямоугольные крылья, слегка выгнутые вверх. Все обтянуто тонкой шелковой желтой материей, пропитанной лаком. Переплеты крыльев деревянные (сосновые). Все бруски выделаны в виде углового железа. Аппарат стоял на подставках с колесами. Крылья приходились приблизительно на сажень с небольшим от земли. В лодке две мачты, крылья удерживались проволочными веревками (тросами), натянутыми к мачтам и к подставкам. Двигателей два, расположены в передней части лодки, большой немного выдвинут вперед.

Винтов было три, каждый с четырьмя лопастями, два в прорезах крыльев... Винты покрашены серым лаком. Рулей два, вертикальный и горизонтальный, прикреплены к корме и приводились в движение проволочными канатами и лебедками, помещенными около кормы".

Перед изобретателем проносится вся его жизнь, полная напряженного труда. Он вспоминает, как волновался при испытании первого клипера, свой первый подъем на воздушном змее, буксируемом тройкой лошадей. Но сегодня он испытывает ни с чем не сравнимое волнение. Сегодня решается судьба его более чем двадцатилетних трудов. Как хочется изобретателю самому испытать свое детище, но ему уже 57 лет, и он с болью в сердце должен уступить честь испытания первого самолета другому. Это сделает его ближайший помощник механик Иван Никифорович Голубев.

Можайский дает последние наставления механику, что и как надо делать, и за чем следить при подъеме самолета.

Все готово. Открывают ворота, самолет выкатывают на поле. Чтобы облегчить взлет, аппарат устанавливают на деревянную наклонную дорожку.

По сигналу Можайского присутствующие расступаются. Голубев нажимает на рычаги управления, обороты парового, сконструированного изобретателем, двигателя и винтов достигают максимума. Аппарат задрожал и побежал по дорожке, развивая все большую и большую скорость. Еще миг, и самолет поднялся в воздух. На лицах людей изумление и восторг. Все приветствуют Можайского...

Первый взлет аэроплана братьев Райт с помощью катапульты состоялся 14 декабря 1903 года. Самолет отделился от земли, но через 2-3 секунды потерял скорость и свалился на крыло, поломав полоз (у аэропланов братьев Райт шасси не было; для облегчения взлета своей машины они сделали специальное сооружение – катапульту: на высокой пирамиде подвешивался через блок тяжелый груз, при падении которого самолет с работающим на полном газу мотором приобретал необходимую для отрыва скорость). Самолет Можайского поднялся в воздух после разбега по наклонному настилу, что еще раз подтверждает талантливость конструктора. Через многие десятки лет для тяжело нагруженных самолетов устраивались взлетные наклонные дорожки.

Материалы показывают, что конструкции аппаратов тяжелее воздуха, созданные много лет спустя французом Адером, англичанами Филиппсом и Максимом, американцами Ленгли и Райт, пытались воспроизвести самолет А.Ф. Можайского. В течение последующих лет были разработаны летательные аппараты, способные к полету и достаточно, по тому времени, управляемые в воздухе. Используя опыт А.Ф. Можайского, изобретатели строили бипланы для увеличения площади крыла. Так появились конструкции аэропланов Блерио, Фармана и братьев Вуазен.

Особо важно подчеркнуть, что схема самолета, предложенная Можайским, имела все пять основных частей современного самолета (крыло, силовую установку, фюзеляж, хвостовое оперение, шасси) и дошла до наших дней, в дальнейшем конструктивно улучшенная.

И, наконец, как самое главное, следует подчеркнуть, что Можайский спроектировал, построил и испытал свой самолет в то время, когда наука не дала еще положительного ответа на вопрос о возможности полета на аппаратах тяжелее воздуха, а даже наоборот, по теории Ньютона давала отрицательный ответ. Основываясь исключительно на собственных опытах, Можайский спроектировал самолет как бомбардировщик с продолжительностью полета около двух часов.

А.Ф. Можайский – основоположник эры самолетов.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.