Номер 9 (954), 13.03.2009
Тема эта для одесситов весьма актуальная, и поднималась огромное количество раз. Причем - автомобилистами. Если чиновники и заговаривают о парковках, то лишь затем, чтобы добавить владельцам автотранспорта дополнительные неудобства или расходы. Наведение порядка на парковках, если послушать руководство города, заключается лишь в одном - в собирании денег "за аренду твердого покрытия".
Эту тему я решила затронуть не в первый раз, и поводом послужил очередной визит на рынок "Малиновский". Когда я приехала сюда в первый раз, парковщик потребовал 5 гривен. При этом машину я оставила отнюдь не на оборудованном для парковки месте, а въехала на бордюр и частично на место, когда-то, видимо, называвшееся зеленой зоной. Сейчас на этом участке установлен знак платной парковки. О таких условностях, как разметка, здесь речь вообще не идет. На каком основании здесь установлен знак парковки, кто его установил - вопросов огромное множество. Ответ понятен лишь на один вопрос - для чего: чтобы собирать деньги.
В развитых странах, которые нам любят приводить в пример, сбор от парковок идет в бюджет города. И в этом можно быть уверенным, так как в странах Европы я не наблюдала, чтобы автомобилистов обдирали сомнительные личности, не всегда выбритые и трезвые, которые сами устанавливают тариф и не выдают при этом квитанций. Да если бы такое создание и появилось где-нибудь на улицах Парижа, Лондона или Франкфурта, ни один нормальный автомобилист и не подумал бы дать ему деньги. Там люди уважают себя, нищим - подают, а аферистам - вряд ли. А мы почему-то возмущаемся у себя на кухне, но когда к автомобилю подходит какой-то жлоб и требует деньги, мы безропотно даем: мало ли, вдруг обидится и поцарапает машину.
Я это пишу с полным на то основанием, исходя из собственного опыта. Итак, в первый раз у меня потребовали возле "Малиновского" рынка 5 гривен. Я напомнила парковщику, что решение горсовета о парковочном сборе, согласно которому один час парковки оценивается в одну гривну, никто не отменял. Он прокричал что-то невнятное. Тогда я потребовала квитанцию, он сказал - будет. Когда я примерно через час вернулась к машине, к стеклу действительно была прикреплена квитанция, на которой, к слову, четко и ясно напечатано - стоимость часа парковки - одна гривна. Парковщик размашистым почерком написал на квитанции - 5 гривен, не отметив, естественно, время, которое моя машина простояла на отнюдь не оборудованном для парковки месте.
На следующий день в перерыве заседания то ли сессии, то ли исполкома я подошла к вице-мэру Вахтанги Убирия, показала квитанцию и попросила прокомментировать этот факт. Убирия позвал молодого человека, который, как выяснилось, является директором "Парксервиса", и сказал, чтобы тот разобрался. Молодой человек (видимо, это был Дмитрий Иванютин), выслушав мой рассказ о пяти гривнах, сделал удивленные глаза, начал при мне куда-то звонить и громко говорить, чтобы проверили, сколько берут за парковку вокруг "Малиновского". Как будто я сделала огромное открытие, и никто из чиновников не знает, какой беспредел творится на парковках. Когда я спросила, куда могут обращаться автомобилисты, чтобы пожаловаться на действия парковщиков, чиновник назвал мне какой-то номер телефона, который оказался постоянно занятым. А еще сказал, что можно обращаться в милицию.
Я, как человек доверчивый и наивный, приехав на "Малиновский" в следующий раз, думала, что теперь-то уж здесь порядок! Но не тут-то было. Когда я протянула парковщику 2 гривны, он с возмущением сказал, что этого мало, и стал клянчить еще пару гривен. Я опять стала рассказывать о решении исполкома, а он сказал, что у него хозяева требуют много денег. Продолжать дискуссию он отказался, а когда я попросила его представиться, назвать фамилии хозяев и сказать, какую сумму они требуют, парковщик стал стремительно отходить. Понятное дело, что, когда я вышла с рынка, парковщик и не подумал подойти и помочь выехать на запруженную транспортом улицу.
В минувшую субботу произошло то же самое. Парковщик долго ругался, просил к двум гривнам еще хотя бы одну, при этом держал в руке квитанции, где значится установленная сумма парковочного тарифа - 1 гривна в час.
Учитывая, что такой "обмен любезностями" с парковщиками происходит постоянно, я стараюсь оставлять машину подальше от людей, в последнее время одетых в яркие жилетки, но от этого не ставшими более любезными и тем более не прекратившими незаконно выманивать деньги сверх установленных тарифов.
Несколько раз власти в порыве заботы об одесситах пытались повысить сумму парковочного сбора. Если бы не сопротивление ряда депутатов, за возможность пристроить машину на необорудованном для парковки клочке земли мы сейчас платили бы по 5 и больше гривен в час. За что? Да просто так. Почему только мы - да потому что чиновники вряд ли платят за парковку.
Владельцев автомобилей и наше государство, и местные власти, судя по всему, просто пытаются выжать, как лимон. Вспоминается старый анекдот советских времен, когда Генсек выступает перед иностранными журналистами и говорит: "Несколько лет назад мы повысили цены на драгметаллы, но это не отразилось на благосостоянии советского народа. Потом были повышены цены на хрусталь, ковры и автомобили, но это не повлияло на благосостояние советского народа. Затем были подняты цены на ликеро-водочные изделия и снова на золото, но это тоже не понизило благосостояние советского народа. Теперь мы планируем повысить цены на хлеб, масло, мясо и молоко, но это никак...". Голос из зала: "Господин Генеральный секретарь, а вы их дустом пробовали?". Это же можно отнести и к автомобилистам. Цены на бензин и запчасти растут, поднимается размер штрафов и транспортный сбор, машины незаконно эвакуируют, вернее, просто воруют с улиц, парковочный беспредел фактически узаконен. Что еще придумают чиновники, чтобы добавить неудобств людям, которые возложили на них ответственность заботиться о горожанах?
Когда у нас повышают тарифы или цены, чиновники всех мастей ссылаются на аналоги в Европе. При этом забывают, что в нормальных странах людям выплачивают зарплату или пенсию, на которую можно не только нормально жить, но и путешествовать, покупать автомобили, отправлять детей на учебу. В Париже, например, найти место для парковки на улицах очень сложно - автомобили стоят так близко друг к другу, что пройти между ними практически невозможно. Но там есть большое количество подземных паркингов, в которых расплачиваются с помощью кредитной карты, и сумма за парковку не бьет по карману владельца автомобиля. У нас же первый час парковки в паркинге оценивается в 5 гривен, второй, если не ошибаюсь, в три. Задаю риторический вопрос: если пенсионер на своем стареньком "Жигуленке" приехал на "Привоз" за покупками, будет ли он загонять машину в дорогостоящий паркинг? Вряд ли. Так что, устанавливая тарифы, неплохо бы вспомнить о том, до какого уровня жизни довела "ридна ненька" своих граждан, да и местные власти преуспели в деле способствования обнищанию одесситов путем поднятия тарифов.
Когда несведущие люди спрашивают меня, не боюсь ли я писать критические статьи, за это, мол, можно на неприятности нарваться, я отвечаю - к сожалению, не боюсь. Почему "к сожалению"? Да потому, что властям совершенно наплевать на то, что думают о них избиратели, что пишут журналисты. Это в так называемые застойные времена за критику в прессе летели с должностей и получали выговоры. А сейчас демократия - мы о них пишем, они на нас плюют. Взять хотя бы злополучную тему парковок: я об этом пишу не в первый раз. И о том, что возле театров у людей, приехавших на концерт, собирают по 10 и более гривен, и о так называемой парковке в Аркадии, за которую уже на узаконенных основаниях берут 10 гривен, но при этом с этой парковки угоняют машины.
Учитывая, что в бюджете нынешнего года вновь увеличен план парковочного сбора, хотя он регулярно не выполняется, можно предположить, что власти опять предпримут попытку повысить плату за парковку. Так что депутатам, которые отстаивают интересы одесситов, а не властей или одного из нардепов, будет против чего бороться.
Ирина ДОЛМАТОВА.