Номер 07 (752), 25.02.2005
Гость редакции ректор Одесского экономического университета, профессор Михаил ЗВЕРЯКОВ.
Я хотела бы начать нашу беседу с традиционного в настоящее время вопроса: как готовится ваш вуз к предстоящему подписанию Украиной "Болонской декларации"?
Вступление нашей страны в "Болонский процесс" означает интеграцию в европейское образовательное пространство. Это магистральная линия развития отечественного высшего образования. Одним из следствий станет пересмотр всех форм деятельности высших учебных заведений, и главным направлением работы университета должно стать повышение качества образования.
Есть такая аксиома фундаментальное образование за пять лет обновляется на 20 %, прикладное (особенно экономическое) на 100 %. Исходя из этого, мы все время должны думать о том, как обеспечить на должном уровне обновление как фундаментального, так и прикладного образования. Понятие "качество образования" охватывает не только учебный процесс, но и научные исследования, материальную базу, кадровый потенциал, потому следует обеспечивать повышение качества всех направлений деятельности университета.
На ближайшие пять лет мы выбрали для себя две основные составляющие, которые подлежат разработке и внедрению в деятельность университета. В первую очередь, необходимо создать единую внутривузовскую систему постоянного контроля качества образования, благодаря которой мы сможем регулярно отслеживать изменения в учебном процессе, оценивать его содержание, успеваемость студентов и результаты принятых мер в соответствии с международными стандартами. До 2010 года мы должны вплотную заняться этим вопросом, привлекая в том числе и международные организации, с которыми сейчас ищем контакты.
Второе важное направление обеспечение высокого уровня научности учебного процесса. Это является наиболее "узким местом" отечественных вузов.
Свертывание научных исследований в высшей школе привело к тому, что наука в вузах держится фактически на энтузиазме преподавателей, но они не всегда могут использовать свои разработки в лекционной и преподавательской работе.
Вследствие этого студенты не имеют возможности пользоваться новейшими достижениями науки и опытом исследований своих преподавателей. Восстановить науку в вузе на равных правах с учебным процессом перспективное направление нашей работы.
А если вести речь о перспективах высшего образования как такового, то в чем они заключаются?
Тут прежде всего надо ответить на вопрос, какую главную функцию высшее образование выполняет?
Или оно относится к числу составляющих социального благополучия общества, является способом выравнивания социально-экономического положения отдельных людей в обществе, выполняет своеобразную функцию "социального лифта", который позволяет людям из различных слоев общества подняться на более высокую ступень социальной структуры. Или же образование является образовательной услугой, которую можно получить, заплатив деньги.
Если исходить из первой точки зрения на образование, то развитие общеобразовательной системы в стране должно быть главной задачей государства, которое должно заботиться о том, чтобы его граждане имели равный доступ к образованию. На протяжении длительного периода истории образование у нас развивалось, исходя из социальной парадигмы, и желательно, чтобы и дальше мы не сходили с этого пути. Доступ к получению образования является одной из форм социальной стабильности в обществе, в итоге оно становится фактором его экономического благополучия. В высокоразвитых странах высока доля людей с высшим образованием. К примеру, в США 36 % занятых в народном хозяйстве учились не менее 14 лет, причем именно эти люди дают большую часть ВВП. В Европейском Союзе людей с высшим образованием 22 %, в нашей стране 13 %. Между тем даже оборудование в современном цеху требует инженерных знаний. Если мы хотим увеличить свой ВВП, который является основой роста богатства страны, то должны развивать систему образования. И прежде всего следует изменить структуру подготовки кадров. Для этого следует провести инвентаризацию специальностей, которые обеспечивают научно-технический прогресс, т.к. часто наши технические вузы выпускают специалистов на уровне разве что 1970-х годов. Это происходит из-за того, что в вузах не обновляется материально-техническая база, не развивается наука. Развитие системы образования и успешное решение проблем повышения его качества приведет к росту благосостояния страны. Вот почему так важно успешно провести реформирование всей системы образования Украины.
Михаил Иванович, а какими вспоминаются вам ваши студенческие годы? Насколько велика разница между вашим поколением студентов и нынешним?
Как любой человек, обучавшийся в вузе, я с удовольствием вспоминаю свои студенческие годы. Только по прошествии многих лет можно дать настоящую оценку дружбе, товариществу, взаимовыручке. В студенческие годы многие из нас научились правильно отвечать на вечный вопрос: "что такое хорошо, а что такое плохо?". Ведь именно в это время люди вырабатывают социальные нормы и правила жизни в коллективе. Для меня студенческие годы стали временем формирования личности, обретения навыков систематической работы. Мы жили с ощущением того, что после окончания института начнется большая и интересная жизнь. Студентом я радовался тому, что молод, полон сил, что впереди меня ждет много возможностей. Было чувство светлого оптимизма, совершенно не ощущался страх перед будущим, казалось, что все трудности будут легко преодолеваться. Многие мои студенческие друзья испытывали те же ощущения.
Но и по сей день живет во мне ощущение перспективы. Что касается разницы поколений, то, конечно же, каждое последующее поколение отличается от предыдущего. К примеру, мои студенческие годы, а именно, начало 1970-х, это период бурного стройотрядовского движения. Мы летом уезжали в Сибирь, Казахстан, на так называемые "комсомольские стройки". Быть бойцом в студенческом стройотряде считалось важным элементом нашей жизни. И я был вовлечен в это интересное и романтическое движение.
Несколько раз выезжал в Сибирь, Тюмень. Жили мы там увлекательно и весело, хотя и приходилось работать с 8 утра до 11 часов ночи. Но возвращались мы домой веселые, радостные, сплоченным коллективом. Наблюдая за сегодняшней студенческой жизнью, я вижу, что ощущение радости от общения друг с другом и сейчас живет в студенческой среде. Мне очень импонирует как ректору, что нынешнее студенчество стремиться выразиться в различных конкурсах, КВНах, турнирах. Самое главное, что увлекает это не только тех, кто на сцене, а и тех, кто в зале. Они получают истинное удовольствие от самовыражения своих друзей, коллег. И мы стараемся предоставить студентам широкие возможности для самовыражения.
Студенты из поколения в поколение стремятся достичь больших высот. Они осваивают много новых направлений в учебе, смотрят в будущее с надеждой, радуются жизни, дружат и учатся жить, мыслить экономически, преодолевать трудности на пути к заветной цели. В любое время студенты остаются студентами!
Беседу провела Екатерина ЖЕРНОСЕКОВА.