Номер 6 (1201), 21.02.2014
Как решаются вопросы социального неравенства в школах? Об этом шел разговор на очередном заседании Клуба работников психологической службы города, который создан на базе информационно-методического центра Департамента образования и науки городского совета.
Проблема социального неравенства школьников в Украине остро встала в период развала Советского Союза.
- Так получилось, что в нашем классе учились дети разных категорий, - рассказала социальный педагог Ирина Домброденчук. - Внуки министра образования, принца Йеменского и дети дворников. Самое интересное, что больше всего страдали дети высокопоставленных особ. Внук принца Йеменского, если его обижали, заявлял:
- У моего деда 100 баранов.
- 101, - отвечали мальчишки, - ты себя забыл посчитать.
Но потом со временем все привыкли друг другу. Дети в своей среде сами решают, как им обходиться друг с другом. И заставляют нас подстраиваться под них.
Другой пример: девочка из малообеспеченной семьи. Родители пожаловались завучу, что классный руководитель относится к ребенку хуже, чем к другим, в семьях которых больше зарабатывают. Тут уже дело за учителем, который должен создать приемлемую среду для всех учащихся.
Как отметили психологи, острой проблемы денег в начальной школе нет. Для детей больше значит, как учится одноклассник, его личные качества, как ведет себя, умеет дружить. Дети меряются оценками, кто дальше прыгнет, сильнее пробежит, но не наличием дорогих телефонов или модной одежды.
Вопрос денег у детей возникает в случае утраты равновесия.
- Почему маленькие дети разбивают свои копилки и раздают денежки сверстникам? - задается вопросом психолог школы № 72 Екатерина Филиппова. - Это значит, они не уверены в себе. И пытаются купить расположение и любовь других. Часто это происходит в семьях, где второй ребенок, и мама занята малышом, А старший начинает себя чувствовать неуютно. Также ребенок повторяет модель поведения взрослых. Папа покупает маме платье, заплатив за отсутствие своего тепла и заботы. В этом случае приходится работать с родителями и детьми. Но всегда по доброму желанию и согласию. Я всегда спрашиваю: "Хочешь ли изменить что- то в своей жизни, чтобы не чувствовать дискомфорта?" Провожу индивидуальную беседу, в которой выясняются проблемные точки. Так, ребенок жаловался, что в школе его не любят, ссорился с одноклассниками. Мы выяснили, что он не чувствует любви со стороны мамы. Начали с ней работать, проговорили ситуацию. И все изменилось.
Если ребенка в семье принимают, его примут и в классе. Несмотря на финансовые проблемы в семье, он все равно будет себя уверенно чувствовать, потому что знает, что его дома любят и он нужен. У него есть опора, фундамент.
В школе № 72 Екатерину Филипповну дети обожают. Чуть кого обидели, плохую оценку поставили, бегут к школьному психологу.
- У меня всегда приготовлены гуашь и белый лист, - признается Екатерина. - Прибегает третьеклассница: "Ты не занята? Мне нужно порисовать (а тем самым осознать свои эмоции, чувства). Обмакивает пальцы в гуашь и рисует разными цветами. А потом с ней разбираем. Черная - обида, красная - злость. Все уходит с рисунком, осознанием. И ребенок снова обретает гармонию. На этом у нас построено воспитание с начальных классов. И все дети растут здоровыми.
В том, что ребенка надо воспитывать, ориентировать на определенные ценности, уверена психолог школы № 117 Анастасия Корнева:
- У нас в классе много ребят из многодетных семей. Так они меряются не количеством денег у родителей, а сколько у них сестер и братиков. Такой ребенок поделится с другим, поможет. Ценности закладываются в 6-7 лет. Причем не воспитанием, а собственным примером. Не воспитывайте своих детей, воспитывайте себя, они возьмут пример с вас.
У подростков денежный вопрос уже стоит острее. В классе возникают группировки, дети объединяются по увлечениям. И вот тут свою безжалостную роль начинают играть деньги. Что делать восьмикласснице, если ее подруге купили модную шубку, а ее родители не могут позволить такую покупку?
- В этом случае нужно переориентировать ребенка на другие ценности, - объясняет Екатерина Филиппова. - Акцентировать внимание на других вещах, на том, что есть у девочки, ее качествах, умениях. Тем самым повысить ее самоценность. Есть специальные групповые техники, которые помогают снять эмоциональное напряжение и восстановить равновесие.
Организаторы заседания привели пример: школьницу не приглашали на дни рождения, потому что у нее было мало денег. Девочка страдала, что стала изгоем. Что делать в этом случае? Мнения психологов было однозначным - повысить самооценку девочки, заставив проявиться в других областях. В беседе она может понять, что эти дни рождения для нее не так важны. Она просто потеряет на них время, которое может использовать для своего развития.
Актуальна проблема выпускных вечеров. Некоторые дети не могут участвовать в этом празднике из-за отсутствия средств у родителей. В этих случаях вопрос решался совместно с родителями и классным руководителем. Родители собрали чуть больше денег, и дети из малообеспеченных семей пошли как приглашенные.
Психологи привели еще несколько примеров, как решаются "денежные" вопросы. Ребенку для занятия футболом нужна форма. Денег на нее нет. Как быть? Вариантов много. Если ему уже 16 лет, он может на нее заработать. Родители могут взять форму напрокат, в аренду, одолжить. В школе № 117 организовали кружок фехтования. Форма дорогая. Решили брать её в аренду. Это небольшие деньги. И дети могут заниматься интересным спортом.
В итоге заседания клуба специалисты пришли к выводу, что каждый вопрос нужно рассматривать индивидуально, избавляя ребенка от дискомфорта, разъясняя ему мотивы, уравновешивая его эмоциональное состояние. Когда школьник будет себя чувствовать уверенно, никакие проявления социального неравенства не сломят его. Стремление к цели. И ни шагу назад. И в этом должны помогать ребенку родители, ответственные за него, за его воспитание и становление.
Инна ИЩУК.