Номер 5 (1001), 12.02.2010
Двадцать лет назад ушла из жизни выдающийся филолог Лидия Яковлевна Гинзбург. Она родилась в Одессе, в семье крупного специалиста в области бактериологии. В 1920 году окончила среднюю школу, и старший брат Виктор (прославившийся под псевдонимом Типот) попытался привлечь ее к работе в созданном им театре миниатюр КРОТ ("Конгрегация Рыцарей Острого Театра"), где дебютировали такие известные впоследствии мастера, как Рина Зеленая, Вера Инбер, Аркадий Погодин. Но актерская карьера не увлекла девушку, и в 1922 г. она переехала в Петроград, поступив в Институт истории искусств.
Здесь ей посчастливилось учиться у Ю. Тынянова, Б. Эйхенбаума, В. Жирмунского, В. Шкловского. После окончания учебы в 1926 г. Л. Гинзбург была оставлена в аспирантуре института, затем переведена в научные сотрудники. Первые ее работы появились в 1926 г. Она принадлежала к числу т. н. младоформалистов - второго поколения формальной школы. После разгрома, учиненного формалистам в начале 1930-х гг., и закрытия института, Л. Гинзбург вынуждена была перейти на рабфак преподавателем. В 1933 г. она пережила двухнедельный арест, который, по счастью, не имел серьезных последствий. В 1935 г. была принята в члены Союза писателей СССР. В 1940 г. при Ленинградском университете защитила в качестве кандидатской диссертации монографию "Творческий путь Лермонтова".
Во время Великой Отечественной войны безвыездно оставалась в Ленинграде. Работала штатным редактором ленинградского радиокомитета. В июне 1943 г. была награждена медалью "За оборону Ленинграда".
Однако после идеологической чистки 1946 г. вновь попала в число неблагонадежных, из-за чего ей пришлось работать в Карело-Финском университете Петрозаводска. Теперь мы знаем, что готовилось дело о "еврейском вредительстве в литературоведении", где Л. Гинзбург была отведена одна из ведущих ролей. От реальной угрозы гибели ее спасла только смерть Сталина.
С конца 1950-х гг. доктор наук Лидия Гинзбург вошла в число ведущих филологов Союза. Она обладала высоким не только научным, но и нравственным авторитетом.
Еще в начале своей научной карьеры Л. Гинзбург занялась изучением таких литературных форм, как эссе, дневники, записные книжки, мемуары, автобиографии, невыдуманные рассказы. Она создала теорию т. н. "промежуточной литературы", что считается ее главным научным открытием. Параллельно с исследовательской работой с 1925 года и до конца жизни Лидия Яковлевна вела записи разговоров и событий, которые затем легли в основу ее прозаических произведений - "Записки блокадного человека", "Человек за письменным столом", "Претворение опыта". Эти работы, по мнению специалистов, ставят ее в один ряд с современными ей европейскими мыслителями, такими, как Жорж Батай, Симона Вейль, Ролан Барт.
"Все написанное ею, - утверждает известный поэт Александр Кушнер, - представляет собой особый, ни на что не похожий сплав, уникальное сочинение, не укладывающееся ни в какие привычные рамки...".
Под конец жизни к Л. Гинзбург пришло официальное признание. В 1988 г. она стала лауреатом Государственной премии СССР. Старость ее была счастливой. Она увидела свои книги опубликованными не только на родине, но и на Западе, до последнего дня была окружена людьми, ее обожали и высоко ценили молодые литераторы. Смерть Лидии Гинзбург подвела черту под судьбой трудной, но состоявшейся по самому высокому счету.
Александр ГАЛЯС.