Номер 05 (901), 15.02.2008

ПАРИЖ? ЭТО ГДЕ-ТО ЗА ЛЮСТДОРФОМ

Люстдорф всегда был окраиной Одессы. Причем весьма отдаленной: по мнению некоторых одесских модниц XIX века, сразу за Люстдорфом начинался Париж, откуда и везли наряды. В таких условиях вполне естественным было стремление наладить быстрое и удобное транспортное сообщение Люстдорфа с городом.

Первоначально связь осуществлялась на повозках. После открытия в 1881 г. линии парового трамвая ("Ванька Головатый") от Куликова поля до Большого Фонтана добираться стало ближе. Тогда же, кстати, Одесса покрылась сетью маршрутов конки, построенной Бельгийским обществом. А с 1898 г. в течение почти десятка лет в городской думе велись ожесточенные баталии: строить в городе электрический трамвай или нет?

Пока судили да гадали, электрический трамвай в Одессе таки появился. Правда, на самой отдаленной окраине, "поблизости от Парижа". С 1905 года началось строительство трамвайной линии от Люстдорфа до 16-й станции Большого Фонтана - конечной станции парового трамвая. За 1905-1907 гг. были построены депо, комплекс из административного здания, ремонтных мастерских с канавами и электростанции. Бельгийское общество имело концессию на эксплуатацию линии до 1940 года. 9 августа 1907 года первые электрические трамваи вышли на маршрут. Однопутная линия проходила от депо по нынешнему проспекту Свободы, затем поворачивала на ул. Карла Либкнехта, делала еще один поворот у кладбища и далее, почти по прямой, доходила до 16-й станции. Обслуживалась линия тремя вагонами производства немецкой фирмы MAN в Нюрнберге. Такие же вагоны использовались во многих трамвайных системах Германии и России.

В таком виде первая трамвайная линия Одессы функционировала до 1910 года. Затем она была включена в общегородскую сеть электрического трамвая, созданную все тем же Бельгийским обществом. Немецкие вагоны были частично возвращены в Германию, частично - переданы в Саратов. А в Люстдорфе появились бельгийские вагоны фирмы Nivelles, верой и правдой прослужившие Одессе без малого шестьдесят лет.

Во время революции 1917 г. и гражданской войны трамвайное движение в Люстдорфе временами прерывалось, временами сюда ходили конка и даже паровой трамвай. Регулярное движение трамваев в Люстдорф было восстановлено только в 1924 г. В 1928 г. линия трамвая была продолжена до пляжа, то есть фактически до депо. В 1935 г. линия была перешита на широкую колею и пошла по новой трассе - от Дачи Крамаренко (нынешняя 7-я станция Люстдорфской дороги) через поля, прямо в Люстдорф. До этого трамваи в Люстдорф шли через улицу Долгую и Дачу Ковалевского. На старой узкоколейной линии пути были сняты от Дачи Ковалевского до Люстдорфа. Таким образом, нынешняя однопутная линия 19-го маршрута, перешитая на широкую колею в конце 1950-х гг., является последним сохранившимся участком старого люстдорфского трамвая.

После Великой Отечественной войны линия в Люстдорф была восстановлена в 1946-47 гг. в виде кольца по улице Макарова и проспекту Свободы, в каком виде существует и до сих пор. В 1960-е гг. трамваи пошли еще дальше Люстдорфа - до Рыбного порта. Существовал проект моста через Сухой лиман, по которому должна была пройти прямая дорога и трамвайная линия в Ильичевск. Об этом проекте сейчас напоминает только маленький островок в лимане, прямо напротив кольца 27-го маршрута. Долгое время сохранялся путь до пляжа и старого депо. Затем этот отрезок сократился до служебного тупика и около 2000 года окончательно прекратил свое существование. Сегодня лишь небольшой, метров 10 длиной, участок рельсов сиротливо выглядывает из асфальта на спуске к пляжу. И ничего уже не напоминает, что по полуразрушенному мостику, под которым бьются морские волны, в довоенные времена ходили трамваи.

Депо для трех немецких вагонов не сохранилось. Скорее всего, оно было разрушено во время войны и затем не восстанавливалось. Административное здание существует и поныне. Сейчас это обычный жилой дом по адресу: проспект Свободы, 100. Сам дом интересен тем, что автор этих строк впервые за последние годы увидел здесь гнезда ласточек. Помещение, в котором были ремонтные мастерские, разделено перекрытиями на два этажа и превращено в квартиры. Часть здания, в которой располагалась сначала электростанция, а потом просто подстанция, выкуплена одним из должностных лиц. Некоторые жильцы дома прекрасно помнят, как прямо к морю подходили трамваи, помнят старые бельгийские вагоны. А еще в квартирах первого этажа чувствуется, что под полом есть большие пустые пространства - это канавы, на которые в свое время заезжали трамваи. Те самые трамваи, которые существуют теперь только на старых фотографиях.

Сейчас, как и раньше, в Люстдорф можно проехать на трамвае. Всего 30-40 минут - и вы уже там. Только не в старом ретро-трамвайчике, а в чешской "Татре". Вам может попасться как вагон-"ветеран", исправно работающий уже лет 40, так и обновленный до самого современного уровня в одесских депо голубой вагончик. Впрочем, у одесситов есть надежда прокатиться и на настоящем старом вагоне. Но это не тот экскурсионный трамвай, который сейчас катает пассажиров по Французскому бульвару. Это один из двух старых вагонов, которые доживают свой век в депо. Первый - бывший московский вагон, скорее всего, 1908 г. выпуска, который в 1949 г. оказался в Одессе, работал на маршрутах, а потом долгое время служил краном. Сейчас он стоит в депо на Слободке в виде "трупа". Второй вагон - начала 1950-х гг. постройки, модели КТМ-1 и поныне работает в роли буксира в бывшем депо, а ныне ремонтном заводе, на ст. Товарной. Если эти вагоны не пойдут в металлолом, а будут восстановлены, то одесситы и гости нашего города смогут вспомнить прошлое, да и просто получить удовольствие от поездки в ретро-вагончике.

Александр ВЕЛЬМОЖКО.