Номера 1-2 (1533-1534), 18.02.2021

ТРАДИЦИЯ НЕ МОЖЕТ УМЕРЕТЬ

Заметка Михаила Кордонского, ныне, к сожалению, покойного, а в свое время известного педагога и специалиста в области компьютерных технологий, увидела свет два десятилетия назад. В ту пору сама перспектива получения образования без посещения учебного заведения казалась туманной и поражала воображение. Сегодня это уже всеобщий тренд, а пандемия только подстегнула развитие этого вида обучения.

Но, как это часто бывает, маятник качнулся в другую сторону. Немалое количество "горячих голов" вообще считают, что пришла пора полностью отказаться от "сидения за партами" (разве что в начальных классах), благо Всемирная Сеть наводнена видеоуроками и лекциями, и не составляет труда найти подходящие. Дискуссиями по этой теме переполнены социальные сети. Среди множества прочих мнений мы выделили точку зрения Юрия Зайцева, опытного педагога и администратора школьного образования, которой он поделился с читателями своего блога.

Традиционные формы образования не могут умереть, утверждает автор, по целому ряду причин.

Прежде всего процесс образования включает в себя не только обучение, но и воспитание. И если обучение можно наладить, благо, есть множество специализированных интернет-платформ, мессенджеров, социальных сетей или электронной почты, то перевести воспитательную работу на интернет-рельсы — задача вряд ли выполнимая.

Вторая проблема заключается в доступности качественного интернета, особенно это актуально для ребят из сельской местности. Но даже если в семье есть компьютер или ноутбук, и доступный интернет, то что делать многодетным? А даже если в доме всего два школьника, то далеко не все семьи могут позволить себе завести каждому ребенку отдельный гаджет. И тем более далеко не во всех семьях каждый ребенок имеет отдельную комнату. Можно ли такое обучение считать нормальным — вопрос риторический.

Автор утверждает, что освоение школьных знаний в классе предъявляет требования к ученику, следовательно, учит дисциплине, ответственности, усидчивости для решения поставленной задачи. А это те качества, которые очень важны для плодотворной работы взрослому человеку.

Главное же, чего опасается Юрий Зайцев, так это то, что инфантильность молодежи сведет на нет все преимущества и плюсы дистанционного формата обучения. Ибо каждому педагогу (и не только) хорошо известно, что если ребенок не испытывает желания учиться, он не будет учиться самостоятельно. "Но сама образовательная среда, в которой он оказывается, будь то школа, колледж или вуз, может минимизировать риск его необразованности. Все-таки сила общественного воздействия имеет место, а социальная среда оказывает влияние на человека и формирует его личность".

Приведя еще ряд аргументов, автор делает вывод, что ситуация с коронавирусом наглядно показала, что отказываться от традиционных форм обучения еще рано. "Необходимо учитывать социализирующий фактор школы, колледжа или вуза, где дети учатся не только новым знаниям, но и умению взаимодействовать с другими людьми, общаться со сверстниками, заводить друзей, влюбляться. Как бы патетично это не звучало, но если мы лишим детей школы, мы лишим их человечности".