Номер 16 (1261), 30.04.2015

КОНВЕНЦИЕЙ - ПО НАСИЛИЮ

Конвенция Совета Европы о предотвращении насилия над женщинами и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями (Стамбульская конвенция) была открыта к подписанию 11 мая 2011 года в рамках 121-го заседания Комитета министров Совета Европы в Стамбуле. Этот документ создает правовые рамки защиты женщин от всех форм насилия и направлен на предупреждение и ликвидацию данного явления. Украина стала 17-м государством, которое подписало Стамбульскую конвенцию, но пока не ратифицировало ее. Между тем отечественные и международные эксперты утверждают, что сейчас она приобрела для нас особую актуальность. О том, в чем это проявляется, и о других проблемах - разговор с президентом Всеукраинской общественной организации "Розрада" кандидатом психологических наук Валентиной БОНДАРОВСКОЙ.


- Насколько актуальной для Украины остается проблема насилия над женщинами и домашнего насилия?

- К сожалению, эта проблема для нас актуальна. Тенденций к уменьшению этого позорного явления пока не наблюдается.

- Что провоцирует такое насилие - экономические, социальные проблемы или традиции?

- Психологи отмечают, что основным источником домашнего насилия являются стереотипы, усвоенные с детства. Если малыш видит проблемы в семье, то может принимать их как норму. Уже во взрослом возрасте, создавая собственную семью, человек переносит на нее эти псевдостандарты.

Другой источник насилия - информационный. Мы тонем в негативной информации от СМИ, и даже развлекательное кино содержит сцены жестокости и агрессии, формирующие у людей соответствующие модели поведения.

Конечно, обострения добавляют экономические и социальные проблемы. Например, мужчина теряет работу и из-за переживаний накапливает злость, употребляет алкоголь, наркотики. А бывает и наоборот: мужчина тяжело работает, чтобы обеспечить семью как можно лучше, и доходит до эмоционального, психологического, физического истощения, что также сказывается на отношениях в семье.

- Кто сегодня занимается решением таких проблем?

- Сейчас - Министерство социальной политики. Задействованы и другие правительственные структуры, например Министерство внутренних дел. В то же время ответственность медицинских учреждений нечетко прописана на законодательном уровне. Они оказывают первую медицинскую помощь жертвам насилия, но на судебно-медицинскую экспертизу не направляют.

Огромная роль в этом деле отводится общественным организациям. Центры оказания помощи работают в различных городах.

Беда в том, что вся эта работа в Украине проводится недостаточно целостно. Например, у нас не хватает приютов для жертв домашнего насилия. Считалось, что их можно открывать только как государственные, таким образом, ими серьезно не занимались. Поэтому, скажем, в Канаде таких приютов 531, а в Украине - 10 или 12. Сейчас открываются различные центры помощи и реабилитации для лиц, пострадавших от домашнего насилия, но необходимого порядка в этом также нет.

- Достаточно ли обеспечено на законодательном уровне решение проблемы?

- Сразу скажу - недостаточно. Так, в Законе Украины "О предупреждении насилия в семье" даже отсутствует термин "домашнее насилие".

Можно услышать мнение о том, например, что Закон "О социальных услугах" не работает, потому что в бюджете нет денег. Но ни одна, даже богатая, страна мира не считает, что госбюджет может взять на себя все социальные услуги. Они поддерживают негосударственные организации, делегируя им необходимые полномочия и снимая с себя очень много затрат. Я надеюсь, что мы в дальнейшем также будем применять подобные подходы, реализовывать реальное сотрудничество между государством и НГО.

- Что мешает ратификации Стамбульской конвенции?

- Украина подписала Конвенцию в 2011 году, но она не была распространена, почти никто из тех, кто занимается этой проблемой, ее не читал. И лишь в конце 2013 года начал работать Проект Совета Европы "Предупреждение и борьба с насилием над женщинами и домашним насилием в Украине", который занимается вопросами ратификации Стамбульской конвенции. Пришли новые люди в Министерство социальной политики, которые начали этим серьезно интересоваться, поддерживать.

Сейчас процесс идет, к сожалению, медленнее, чем хотелось бы. Но часто это происходит по объективным причинам. Например, нарабатываются вопросы новой региональной политики, децентрализации, местные органы власти будут сами решать, как работать в областях и городах. Мы также не должны выпускать эти вопросы из поля зрения, чтобы избежать недоразумений или хаоса при отработке модели помощи жертвам насилия и наказания обидчиков.

- Какие принципиально важные позиции содержит Стамбульская конвенция?

- Конвенция призвана реализовать всеобъемлющую политику и мероприятия, чтобы защитить жертвы насилия над женщинами и домашнего насилия и оказать им помощь. А также обеспечить поддержку и содействие организациям и правоохранительным органам для внедрения комплексного подхода к ликвидации такого насилия.

Конвенция предусматривает восемь стандартов, которых необходимо придерживаться для проведения квалифицированной и эффективной работы по преодолению домашнего насилия.

Один из них - конфиденциальность. Если человек приходит за помощью, то должен обсудить свои проблемы один на один, в соответствующих условиях. К сожалению, в наших городах и поселках центры оказания помощи, социальные службы работают в неприспособленных помещениях, в которых одновременно находится много людей, так что доверительные отношения установить практически невозможно.

Другой стандарт - профессионализм. Мы финансируем социальные службы по остаточному принципу, и они не имеют денег, чтобы нанять высокопрофессиональных психологов, социальных работников и юристов. Поэтому помощь часто непрофессиональная и поспешная.

Важный стандарт - это доступ жертв насилия к услугам поддержки по всей стране. Пойдет ли сельская женщина в приют, который находится в райцентре? Нет, потому что не захочет огласки, не захочет, чтобы ее достал обидчик. Для нее было бы выходом выехать к знакомым или родственникам в другую местность и там пойти в приют. К сожалению, такой возможности пока нет. Не решен и вопрос относительно сохранности имущества жертвы, находящейся вне дома. Обидчики могут им воспользоваться по своему усмотрению. Поэтому жертва и не отваживается оставить место проживания.

Еще один стандарт касается круглосуточной помощи. Бывают случаи, когда необходимо экстренное вмешательство психологов и пр. Пока что это также не удается стабильно наладить.

Хочу подчеркнуть, что соблюдение этих стандартов не требует больших финансовых затрат. Прежде всего речь идет о наработке комплексного подхода к решению проблемы, координации усилий всех государственных структур и общественных объединений, занимающихся этими вопросами. Неукоснительное исполнение этих норм меняет отношение общества к упомянутой проблеме, обеспечивает успех ее решения.

- Поспособствуют ли сегодняшние военные действия на востоке Украины ратификации Стамбульской конвенции?

- Ученые утверждают, что 30 % людей, принимавших участие в военных действиях или находившихся на территории, где они проходили, поражены посттравматическим стрессовым расстройством. Одно из его проявлений - немотивированная агрессия. Обычно она направлена на близких людей, на женщин, детей. Сегодня нам угрожает именно такой всплеск насилия в семье. И мы должны быть готовы противостоять ему, этим нельзя пренебрегать, на этом нельзя экономить. Ратификация Стамбульской конвенции и реализация ее норм должна помочь нам преодолеть негативные явления, которые мешают помогать жертвам насилия, и внедрять программы для обидчиков.

- Как ратификация Стамбульской конвенции скажется на дальнейшем развитии отечественного законодательства и его гармонизации с европейским?

- Она как раз и будет предусматривать гармонизацию соответствующего украинского законодательства с европейским. Нас ждет большая работа, ведь необходимо внести изменения и дополнения в шесть кодексов и более чем 10 законов. Важно не только внести изменения в законы, но и предусмотреть механизмы их реализации. Необходимо улучшить уровень осведомленности о насилии над женщинами и домашнем насилии среди органов правопорядка, здравоохранения, работников суда, других специалистов. А также - в целом среди рядовых граждан, которые должны и противостоять проявлениям такого насилия и помочь его жертвам в случае необходимости.

Ярослав ТРИПОЛЬСКИЙ,
национальный пресс-клуб "Украинская перспектива".