Номер 47 (1242), 5.12.2014

ПО ТУ СТОРОНУ СТАТИСТИКИ

В предыдущем номере (см. "Порто-франко" от 21 ноября с. г.) мы рассказывали о Кампании "Открываем двери детям", цель которой - консолидация усилий общества ради внедрения изменений в социальной политике, которые приведут к отказу от интернатов. Эта кампания проводится в 12 странах Европы, ее участники призывают Европейский Союз и правительства европейских стран перейти от интернатной системы ухода за детьми к системе, которая основана на воспитании детей в семье и общине.

Этой проблеме была посвящена статья нашего постоянного автора Раисы Краевой "ОТКРЫТЫ ДЕТЯМ ДВЕРИ И СЕРДЦА". Дальнейшее развитие темы - в новом материале многоопытного социального педагога.


Увлечение или "по течению"?

Когда-то раздобыть любые сведения о детских домах и интернатах было делом практически нереальным. Сегодня демократические процессы отражаются и на открытости этой информации. Но возникла другая проблема: данные о судьбах интернатских воспитанников крайне разноречивые. Те, что дает украинская Википедия, я привела в предыдущей статье, но вкратце повторю для тех, кто ее не читал: "Почти 20 % выпускников не могут устроиться на работу или продолжить обучение и получить определенную профессию, для 41 % отсутствует перспектива решения жилищных проблем, почти 20 % бывших воспитанников привлекается к уголовной ответственности". Одесский психолог Евгений Заславский, имеющий опыт работы с таким "контингентом", вообще считает, что 70 % юношей из числа выпускников интернатов попадают в тюрьмы, а 60 % девушек - на "панель". На мой взгляд и опыт, такие предположения слишком уж "зашкаливают", но я решила проверить эти цифры личной статистикой человека, который тридцать лет работает в одесских интернатах.

Знакомьтесь: Наталья Копотиенко - выпускница Южноукраинского педагогического университета, педагог, психолог, инструктор школьного туризма. По самой скромной статистике, она имеет отношение к судьбам не менее чем тысячи детей.

Из беседы с Н. Копотиенко.

- Что, на твой взгляд, является самым важным в работе с детьми в интернате?

- Личность воспитателя. Это определяющий фактор в жизни ребенка. Даже через много лет после выпуска можно заметить следы стиля воспитания того или иного педагога.

- А для педагога что самое важное?

- Требовательность в сочетании с человеческим отношением. Одно без другого невозможно: иначе либо сядут на голову, либо не найдешь общий язык. Но требования должны быть справедливыми, равными ко всем детям в классе и не меняться "по погоде".

- Но какие могут быть требования, если дети живут на всем готовом? Застелить кровать, убрать вещи, почистить зубы?

- А даже и так! Главное ведь - формирование привычки, отношения к чистоте и порядку, к личной гигиене, к самому наличию правил и требований. Новичкам и малышам сложнее, тут нужно поработать, а потом все идет как бы само собой. Практически так же, как и в семье. Я всегда старалась уделить внимание таким мелочам, как те же сложенные вещи - не разбросанные по комнате, а сложенные на персональной полке. Мы долго боролись за то, чтобы в игровых комнатах стояли шкафчики, где каждый ребенок имел бы хоть минимальную, но свою полку.

- И все-таки: как воспитывать самостоятельность в условиях интерната?

- Здесь важна позиция воспитателя лично и педагогического коллектива в целом. Ведь удобные дети какие? Послушные, тихие, молчаливые. Но нужно ведь и что-то показать даже самой незаинтересованной в детях администрации - гостям, начальству, меценатам и спонсорам. А здесь уже нужны активные, языкатые, талантливые. Так и происходит - дети улавливают и приспосабливаются. Ко мне в туристский кружок просились обычно не те, кто часами сидел в художественной студии, хотя бывали и такие, кто везде поспеет.

И вот тут мы подошли к вопросу о выпускниках. Оказалось, что не так уж мало тех, кто достиг вполне серьезного жизненного успеха. И что показательно: то, чем они занимаются во взрослой жизни, имеет корни в детских увлечениях.

Наталья, которая всегда любила животных, окончила Аграрный университет, и сейчас там преподает.

Влад всегда был яркой личностью, лидером, нередко оставался ответственным за группу. Ходил в походы с турклубом "Романтик", работал в стройотряде. Сейчас региональный директор сети супермаркетов.

Юра пришел в интернат в третьем классе из сельской школы в девичьих колготках и в обнимку с большой книжкой. Читал самые замысловатые философские книжки, очень любил читать словари. И у него все в порядке.

Есть среди выпускников экономисты, квалифицированные рабочие, профессиональные фотографы, дизайнеры, есть те, кто работает на "Седьмом километре", словом, самые разные судьбы.

Самые экзотичные из выпускников - братья Япарама, Коля и Степа, "афроукраинцы". Еще в интернате они не только любили футбол, но и танцы. Стильные, спортивные, уже в старших классах летом понемногу танцевали в клубах. Сейчас вместе со своим другом Фабио создали группу "Черный кайф". Дают концерты, у них масса поклонниц, даже есть свои продюсеры...

Хотя, к сожалению, есть и другая статистика. Точнее сказать, мартиролог.

Кто-то покончил с собой, не перенеся трудностей и одиночества...

Кого-то убили в пьяной драке...

Девушка умерла от передозировки наркотиков...

Характерно, что почти все ушедшие из жизни в интернате не отличались активностью и самостоятельностью, предпочитая "плыть по течению".

Из беседы с Н. Копотиенко.

- Миша неплохо учился, но был очень несамостоятельным. Рос он в благополучной семье военных, но родители рано умерли, у взрослой сестры был свой сын, вот она и отдала брата в интернат. А у нас он советов взрослых не слушал, вместо своего мнения у него (о чем ни спроси) было: "Я как Владик". Выйдя из интерната, полученную квартиру они с этим Владом умудрились продать. Миша где-то подхватил туберкулез и быстро сгорел.

В чем-то похожая ситуация у Дениса, хотя, слава Богу, без смертельных последствий. Парень всегда любил "широкие жесты", что очень типично для выпускников интерната, которые зачастую не знают цены доставшимся им "вдруг" деньгам или вещам. Чтобы с шиком приехать к своей любимой в Крым, Денис продал квартиру, купил мотоцикл. Но в итоге остался без квартиры, без мотоцикла и даже без девушки.

В общем, подсчитала Наталья, две трети выпускников, о которых она имеет более или менее достоверную информацию, нормально устроили свою жизнь - имеют работу, жилье, семьи, детей. У трети выпускников - серьезные проблемы. Конечно, этот вывод более оптимистичен, чем те, что кочуют из статьи в статью. Но треть, оказавшаяся "на обочине", - "в пересчете" на человеческие судьбы - это многие и многие тысячи...

Интернаты - не замена семье, и истории успешных сирот - не более чем признание заслуг самих ребят, которые состоялись вопреки обстоятельствам. И, конечно, их педагогов, воспитателей, наставников.

Все по-прежнему держится на кадрах. Но и только.

Переходим к любви

Вторая часть нашей беседы с Натальей - о семье.

Дело в том, что по мере взросления сына Ивана Наталья задумывалась о том, чтобы кого-то из детей взять в семью. И вот не так давно это произошло. Последние несколько лет Наталья Анатольевна, помимо интерната, работает еще и тренером по скалолазанию в специализированной ДЮСШ № 12. И благодаря успехам в скалолазании в семье Натальи уже в качестве детей, а не воспитанников, появился сперва Леша Кринецкий, а затем и его брат Валера.

История мальчиков - та еще "Санта-Барбара". Почти 10 лет назад в церковь, что находится в Удельном переулке, пришел четырехлетний малыш, сопливый, замерзающий, полубосой, и привел с собой за ручку, как паровозик или машинку, младшего брата. Там их заметила женщина по имени Тамара, стала им крестной мамой. В какой-то момент спохватилась родная бабушка, видимо, посчитала нелишними деньги, которые государство может дать за опеку над детьми. Бабушке под опеку детей не дали. Но дали другой женщине, бывшей воспитаннице детского дома где-то на Донбассе, у которой уже было несколько таких же, как наши братья. У бабушки Людмилы жилось, конечно, получше, но бестолково. В результате все равно оказались братья в детдоме...

Оформление документов заняло у Натальи целых 10 месяцев. Проверка жилищных условий, курсы, собеседования...

Из беседы с Н. Копотиенко.

- Такое впечатление, что это мы себе что-то лично выпрашиваем, а не соглашаемся помочь стране в воспитании юных граждан.

Обучаются оба мальчика в городской школе - по микрорайону. Леше - проще, Валерка же, только что перешедший из школы-интерната, учится строить отношения с людьми и учебой.

Недавно пришлось взять Леше учителя по математике; "захромала" геометрия. На очереди - английский, но тут мальчик сам рвется: он уже бывал за границей на соревнованиях, и хочется свободнее общаться с друзьями. А младшего брата Леша сам помогает "подтягивать" по некоторым предметам.

И, конечно, важное место в их жизни занимает спорт. У Леши, в его домашнем уголке, для грамот за успехи в скалолазании не хватает стенки: их уже больше 30, а всех стартов наверняка более 70.

Исподволь Наталья начинает готовить старшего к выбору профессии. Объясняет ему, что занятия спортом и даже успехи - это одно, а профессия - другое. Если удастся убедить, что можно и тренером стать, то тоже следует пояснить разницу между детским тренером и наставником профессионального спортсмена.

Отношения братьев с Наташиным сыном Иваном - ровные. Ревности с его стороны нет; скорее он даже рад тому, что мама теперь его меньше контролирует, да и в доме стало веселее.

Из беседы с Н. Копотиенко.

- Что для тебя самое сложное в вашей семье?

- Самое сложное - обеспечить ребятам новую среду. Никаких контактов со старой средой, в крайнем случае, на тренировках, да и то стараюсь "развести" их во времени. А новая среда для ребят - это походы в театр, посиделки в кафе, совместное приготовление "чего-нибудь вкусненького"... Я уже не рвусь все время активничать в интернате: взяла там только полставки да еще полставки тренера - и все, нужно больше бывать с детьми.

- А как относятся к вашей семье "контролеры" из социальных служб?

- Во всяком случае, не мешают. Другим, людям, как говорится, "с улицы", возможно, сложнее; меня все-таки за столько лет все уже знают, можно сказать, примелькалась. Так что мелочной опеки не чувствую, в кастрюли никто не заглядывает, чеки не считают, носки не нюхают. Положенные деньги поступают регулярно, не жируем, но жаловаться не приходится. Мы люди не сильно притязательные, а в трудную минуту, как и раньше, помогают друзья-"романтики".

Друзья-"романтики" - это друзья из туристического клуба "Романтик" Одесского политехнического университета, которые давно и надежно помогают Наталье как руководителю интернатского туристического кружка - палатками, деньгами на питание и т. п. Нельзя не упомянуть благодарно Леонида Ржепишевского, который всегда оставлял нишу для ребят из интерната - начиная с велосипедов для участия в велоралли и заканчивая возможностями подзаработать на судействе тек же ралли. Но опять-таки, к вопросу о кадрах: если бы не авторитет и не постоянные усилия Натальи Копотиенко, не было бы этого кружка и не славилась бы так команда "Чинтер" (из бывшего интерната № 4) - как нередкий призер городских и областных соревнований по спортивному ориентированию, туризму, альпинизму, скалолазанию и другим видам.

Страховка, страховка...

Общие воспоминания о "Романтике", "Чинтере" и многих других моментах поневоле возвращают нас с Натальей к проблемам интернатской жизни.

Одна из них - это занятость в свободное от учебы время. Разных кружков и секций в интернатах вроде бы хватает, но надо понимать, какую пользу могут они принести воспитанникам для будущей самостоятельной жизни.

Из беседы с Н. Копотиенко.

- Танцы, песни и выступления на конкурсах - это, конечно, красиво и приятно, но, откровенно говоря, совсем не то, что поможет ребенку, которому после выпуска из интерната не на кого особо рассчитывать, "держаться на плаву". Успехи братьев Япарама и Фабио - редчайшее стечение обстоятельств со знаком плюс.

Со спортом тоже непросто. Пока ты в силе и в фаворе, пока участвуешь в соревнованиях и радуешь тренеров и спортивных функционеров, тебя подкармливают, одевают, возят и развлекают. Твое дело одно - тренируйся и не отвлекайся. Тем самым для ребенка из детдома или интерната ситуация как бы "удваивается": он и без того живет в "месте несвободы", а тут еще и спортивный режим, и ограниченный круг общения - только среди "своих". А что потом, когда закончатся успехи? Об этом думают только тренеры, совмещающие в себе еще и качества педагога. Но таких, увы, совсем немного.

А вот туристический кружок, которым уже не первый десяток лет руководит Наталья Копотиенко, - в самый раз. Туризм - это и жизнь на природе, и спорт, и командный дух.


В туризме есть понятия самостраховка и страховка - судейская и командная. Им легко найти аналоги в жизни.

Самостраховка - это когда человек страхует сам себя, знает нужные узлы и приемы, и даже если нет рядом партнера, он не упадет, умея обеспечить свою безопасность. В жизни это - умение сказать "нет", уйти от соблазна, сменить компанию, не бросить трудно дающуюся учебу и т. д.

Командная страховка - это страховка друг друга. В жизни это - умение находиться в коллективе, не бросать "своих" в беде и одиночестве и т. д.

Наконец судейская страховка - это, когда спортсмен еще неумелый или слаб физически, да команда не сильно опытная, то судья для безопасности и собственного спокойствия может страховать отдельной веревкой. В жизни это - продление контроля социальных служб за судьбами выпускников. Например, полученная от государства квартира не может быть продана прежде наступления определенного возраста (обычно - до 25 лет); "черный маклер" подождет, а ума хозяину за это время может прибавиться.

Если продолжить спортивно-туристические метафоры, то ориентирование по карте - как поиск своего пути в жизни. Ты вроде как сам ищешь свой путь, но и среди людей, бегающих по тому же лесу, есть кого спросить, когда заблудился или растерялся, ну и на финише тебе всегда рады - ты член большой и дружной команды "своих".

Вот только искать свою дорогу легче и надежнее, когда у тебя, как говорится, есть самый надежный тыл - семья. Ибо, как заметил Лев Толстой "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".

Раиса КРАЕВА.

Статья подготовлена
в рамках Гражданской кампании "Открываем двери детям"

www.openingdoors.org.ua