Номер 38 (1233), 3.10.2014

ОДЕССКАЯ ТАМОЖНЯ:
В СВЕТЕ ЕВРОПЕЙСКИХ РЕФОРМ

В августе 2014 года одесская таможня поставила своего рода рекорд, впервые за месяц пополнив бюджет на миллиард гривен. Это явилось результатом реформ в свете европейских соглашений о свободной зоне торговли, которые сегодня внедряются в Украине. Об этом - наш разговор с и. о. руководителя Южной таможни Министерства доходов Украины Владимиром Алексеевым.

Владимир Витальевич - специалист со стажем, который хорошо знает специфику одесского региона. И, можно сказать, вложил душу в становление таможенной системы Украины. Начинал с азов, как он говорит, с круглых печатей для оформления грузов, которые носили в кармане. Занимался оформлением выставочных грузов, с чего в 1990-х начиналась внешнеэкономическая деятельность бизнеса. Работал в службе доставки, оформлял грузы, перемещаемые железнодорожным транспортом. Принимал участие в организации терминалов, контроле за товарами. В 2009 году был направлен в Южную таможню, где сперва руководил постом "Одесса-Порт", а затем и всей таможней. После был переведен в Киевскую область, руководил процессом таможенного оформления. Был заместителем начальника таможенной лаборатории. Несколько лет посвятил работе в Прокуратуре Украины, занимался надзором за теми, кто ведет борьбу с организованной преступностью. Получив колоссальный опыт и образование, вернулся в таможенную систему в Одессу.

- Моя задача, как администратора, менеджера - организовать работу коллектива, чтобы город был процветающим, - отмечает Владимир Алексеев. - Поэтому первое, с чего я начал в Одессе, - это кадровая политика, - подчеркивает таможенник. - Сначала люди, потом цифры. Но люди должны научиться слышать и выполнять. Тогда пойдет и работа. Нужен контроль действий. Тем более, что одесский регион - специфический. Менталитет одесситов отличается от населения центральной части страны. А потому тут нужен другой подход, многое надо менять. Я считаю, что в таможне должны работать специалисты высочайшего уровня. А их надо готовить. Тем не менее что-то нам уже удалось сделать за небольшой период времени моего руководства. Несмотря на падение контейнерного потока одесских портов на 40 %, нам удалось увеличить отчисления в госбюджет.

В первый же месяц моего руководства Южная таможня перечислила в госбюджет более 1,1 млрд гривен. Это на 21 % больше, чем в июне 2014 года. В августе существенно выросли также и среднедневные поступления, каждый день таможня пополняет бюджет в среднем почти на 57 млн грн. Это на 16 млн грн превышает показатель июля. Просто вдумайтесь в цифру и переведите ее, к примеру, на количество пенсий и других социальных выплат.

Львиную долю импорта Украины составляют машины, оборудование, транспорт (23 %), продовольственные товары (20 %) и топливо (19 %). В тройку лидеров стран-импортеров входят Китай (21 %), Австрия (10 %) и США (9 %). В структуре экспорта 58 % приходится на продовольственные товары, 20 % - на металлы и изделия из них, 7 % - на минеральную продукцию. Предпочтение объемов экспорта над импортом и устойчивый статус Южной таможни Миндоходов как экспортно-ориентированной традиционно обеспечивают внешнеэкономические операции с Индией (8 %), Египтом (7 %) и Турцией (7 %).

- Таких результатов нам удалось добиться благодаря усовершенствованию законодательства и информационным технологиям, - считает Владимир Витальевич. - Сегодня мы идем по пути полного декларирования товаров в контейнерах. От того, сколько товаров декларируют, зависит налогообложение. Если субъект показывает правду в контейнере, соответственно, увеличивается налог. Вес задекларированного контейнера вырос с 16,5 до 17,5 тонны.

Следуя по европейскому пути развития, беря на вооружение таможенные схемы ЕЭС, Южная таможня идет по пути минимизации контрольных процедур и внедрения информационных технологий, что способствует эффективной работе портов Большой Одессы и инвестиционной привлекательности Одесской области. Минимизация позволяет отсеивать ряд ненужных контрольных процедур. То есть, с одной стороны, таможня должна осуществить контроль, с другой, сделать это достаточно быстро.

Этого можно достичь благодаря созданной системе анализа рисков. Компьютер вычисляет, есть ли риск в контейнере. Поэтому мы не открываем каждый, так как это влечет за собой очереди. Это еще и время, которое тратит инспектор на оформление. В Америке досматривается порядка 6 % груза. В нашем регионе значительно больше. И нам есть к чему стремиться.

Результатом внедрения реформ стало сокращение времени обработки контейнера.

- Время пребывания в Одесском порту автоконтейнеровоза уменьшилось с 17-15 часов в конце 2013 года до 1,5-2 часов в августе текущего года, - докладывает руководитель. - Вследствие введения очередного модуля Информационной системы портового сообщества (ИСПС) существенно уменьшилось количество таких форм контроля, как взвешивание и таможенный досмотр, а сканирование почти дошло до нуля. Количество взвешенных контейнеров в третьем квартале 2013 года было 100 %, стояли километровые очереди. А результат был нулевой. Не было выявлено ничего. Сейчас 15 %. Как отмечает администрация Одесского порта, данные показатели являются лучшими за всю историю работы.

За счет аналитики, системы рисков контроль стал гораздо эффективнее. Над этим работает специальный отдел, который отслеживает груз, оценивая его риски.

Недавно сотрудники оперативного управления борьбы с контрабандой и таможенными правонарушениями Южной таможни пресекли большую партию контрабанды, которая была обнаружена на территории склада почты, завуалированная под посылки. Фура была загружена 2300 бутылками элитного алкоголя и свыше 190 тысячами пачек сигарет без акцизных марок. А это порядка 5 млн гривен дохода государства.

На одной из улиц Одессы был остановлен автомобиль "MERCEDES-BENZ SPRINTER 312 CDI", в котором находились 50 тысяч сигарет без марок акцизного налога.

В зоне таможенного контроля пункта пропуска "Кучурган - Первомайск" в грузовом автомобиле было обнаружено более 41 тысячи электрошоковых устройств, которые пытались незаконно переместить транзитом через таможенную территорию Украины под видом портативных фонарей на батарейках. Электрошоковые устройства поступили из Китая в Одесский порт в контейнере в адрес одного из предприятий Приднестровского региона Молдовы. По заключению Научно-исследовательского института судебных экспертиз указанные образцы являются "электрошокерными изделиями, которые относятся к средствам активной обороны сотрудников правоохранительных органов при охране общественного порядка и предназначены для сдерживания агрессивности правонарушителя, прекращение сопротивления с его стороны при задержании и отражение нападения".

Несколько дней назад гражданин Китая, студент одного из вузов Одессы, который отбывал в Турцию самолетом, перевозил необработанные камни, внешне похожие на янтарь, весом 24 кг. Сейчас продолжается геммологическая экспертиза. Ориентировочная стоимость - свыше 200 тыс. грн. Аналогичный случай имел место в июле, когда гражданин Китая отбывал в Турцию по "зеленому коридору" с 25 кг янтаря.

В течение 8 месяцев 2014 года должностными лицами таможни составлены 653 протокола о нарушении таможенных правил на сумму 74922061 грн. В августе составлены 66 протоколов на сумму 681595 грн.

Система анализов и рисков предусматривает и человеческий фактор. Компьютер иногда не выявляет нарушений. Инспектор, который имеет большой опыт работы, знание и умение, зачастую больше видит, на что обратить внимание в декларации.

Весьма важен для осуществления реформ европейский опыт. Уже который год продолжается сотрудничество с Миссией Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине. Проводятся тренинги, семинары, помогают оборудованием, оснащением. Совместно отрабатываются схемы по противодействию контрабанде и нарушениям на границе.

В то же время мы развиваемся самостоятельно методом проб и ошибок, - замечает Владимир Витальевич. - Наша задача - максимально минимизировать миграцию контейнеров по Украине. Товары, которые находятся в портах, максимально должны оформляться в одесском регионе. Так как эти поступления идут в госбюджет. Кроме того, уменьшается риск подмены товара в дороге.

Одной из составляющих реформ в свете европейских соглашений является внедрение инновационных и информационных технологий. Второй год успешно функционирует в Одесском порту электронный наряд - первый шаг к организации Единого электронного окна. Единая система портового сообщества предполагает такой контроль, при котором пока вы не оформите и не оплатите налоги, шлагбаум на выходе из порта не откроется. Конечной целью этого проекта является создание для субъектов ВЭД таких условий, когда они смогут осуществлять вывоз оформленных контейнеров из порта, не выходя из своего офиса. При этом таможенная составляющая уже сегодня позволяет провести таможенное оформление товаров в контейнере, избегая непосредственного контакта с инспектором. Для этого используется проведение таможней предварительного документального контроля (ПДК), подача декларации в электронном виде и применение предварительной таможенной декларации.

Таможней принимаются меры по сокращению временных нормативов. Ближайшая цель - оформление таможенной декларации в режиме импорта за 60-90 минут, а в режиме экспорта - за 30 минут.

Сегодня электронный наряд вышел за пределы Одесского порта. Некоторые его модули постепенно внедряются и успешно работают в Ильичевском порту и порту "Южный".

Более того, создана рабочая группа из специалистов Южной таможни и Администрации морских портов Украины по объединению двух информационных систем "Красный контейнер" и ИСПС. По завершении работы полностью отпадет необходимость в дублировании экспедиторами информации. Это вдвое сократит время, которое они тратят, предоставляя информацию таможне и порту отдельно.

В июле текущего года Государственной фискальной службой Украины совместно с группой терминалов ТИС, которые работают в порту Южный, начался эксперимент, направленный на ускорение оформления автоконтейнеровозов в порту.

Пилотный проект имеет целью уменьшить время оформления автоконтейнеровоза с импортным грузом до 30 минут и рапространить накопленный опыт и его результаты на другие контейнерные терминалы Большой Одессы.

- Мы должны организовать работу так, - отмечает Владимир Алексеев, - чтобы субъект экономической деятельности получал качественный таможенный сервис. И поэтому идем в буквальном смысле на революционные шаги. Флагманом наших инноваций является порт Южный, сотрудникам таможни которого переданы полномочия. И им не надо ехать в Одессу, в управление, чтобы решать вопросы. Все это можно сделать на месте, оптимизируя контроль.

Сейчас мы успешно ведем диалог с владельцами терминалов, портов, хозяевами грузов, бизнесменами, следуя по пути оптимизации. Мы сотрудничаем с ассоциацией фруктовиков, благодаря чему гармонизируем вопросы таможенной стоимости и анализируем, почему, к примеру, в Одессе мандарин стоит 5 гривен, а в Киеве 10. Ассоциация фруктовиков предоставляет ценовую информацию от производителя. А мы в свою очередь открываем базы, знания, цифры по таможенной системе в любом регионе. Таким образом, бизнесмены имеют доступ к ценовой политике, стоимостным категориям товаров по их специфике. Также подписана ассоциация с бытовиками Украины, которые открывают нам себя, а мы взамен даем им нашу информацию. И таких перегибов, почему телевизор во Львове оформляется за 5 копеек, в Киеве за три, а в Одессе вообще не оформляется, не будет. Потому что все действия станут понятными и прозрачными. И этот диалог с бизнесом важен, чтобы вытащить из тени тех, кто желает этого. А кто не хочет, со временем поймет, что иначе работать неэффективно. Мы идем навстречу тем, кто хочет жить по-новому, прозрачно, платить налоги и пользоваться европейским сервисом, - заключил Владимир Витальевич. - Ведь задача службы не только перечислять налоги, но и при этом дать максимальную возможность работать бизнесу, создать условия, чтобы предприниматели могли работать и наполнять бюджет.

Инна ИЩУК.

Фото автора.