Номер 34 (1180), 13.09.2013

ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ ЭРЫ

Подразделение Ericsson ConsumerLab, которое более 15 лет изучает поведение и предпочтения пользователей, и независимый шведский фонд Riksbankens Jubileumsfond, который занимается научными разработками, провели исследование "Школа будущего". Полученные данные позволили определить сценарии развития и трансформации образовательного процесса под влиянием новых технологий.

Школы всегда отображали те социальные уклады, в которых функционировали. В аграрную эпоху на одну деревню приходился один учитель. В индустриальном обществе школы работают по образцу фабрик: четко обозначенные часы обучения, универсальная система оценок и одинаковая для всей страны программа. Но с развитием технологий, соединяющих общество, учебный процесс переживает революцию. Образование становится доступным, индивидуальным и удобным.

По данным исследования Ericsson ConsumerLab, посвященного предпочтениям украинских пользователей в потреблении телекоммуникационных продуктов и услуг, 70 % городских жителей страны имеют доступ к интернету, а проникновение мобильного широкополосного доступа составляет 21 %. В некоторых областях Украина развивается динамичнее, чем высокоразвитые рынки. Любопытство и стремление быть онлайн всегда и везде в корне меняют подход к развитию и обучению.

Современные подростки - это "цифровое" поколение, которое выросло с компьютерами, смартфонами и интернетом. Так что традиционным образовательным системам и подходам к обучению необходимо адаптироваться и научиться извлекать пользу от новых технологий.

Школьная парта остается в прошлом. Все больше учебных заведений трансформируют пространство в мультифункциональные помещения для интерактивных занятий и создают виртуальные классы для дистанционного образования. Например, некоммерческая образовательная организация "Академия Хана" предоставляет доступ к коллекции из более чем 3600 бесплатных микролекций, которые ученики слушают дома, а на уроках делают практические задания. В США многие школы переходят на систему, отводящую существенную роль самостоятельному обучению. Учитель отправляет школьнику видеолекцию с необходимым материалом, а непосредственно урок в классе посвящается обсуждению и дискуссии. Развитие дистанционного образования особенно важно, когда расстояние или физические возможности являются барьером для учащегося.

Образовательная система меняется, адаптируя программу обучения индивидуально под уровень и потребности каждого ученика. Такие платформы, как Coursera и edX делают доступными лекции лучших профессоров ведущих университетов мира любому желающему и совершенно бесплатно.

Получают развитие и ресурсы для адаптивного обучения, например, Knewton. На основе анализа как индивидуального прогресса учащегося, так и сравнивая его результаты с достижениями студентов аналогичного уровня, система предлагает курсы и уроки, которые подходят конкретному человеку.

В быстроменяющемся мире как никогда важно постоянное развитие. Тем более, что сегодня для того, чтобы получить знания, уже не обязательно идти в университет или библиотеку - для учебы подойдет любое удобное место. С помощью смартфона преподаватели могут читать лекции через интернет для тысячных аудиторий. Учебники и литературу тоже можно найти в Сети - к примеру, Google перевел в цифровой формат 130 миллионов книг.

Все больше школ вводят программу "1:1" - учителя и ученики получают ноутбук для работы. Школы, которые не имеют возможности предоставить техническое обеспечение, договариваются с производителями или предоставляют устройства в аренду. При этом ноутбуки можно заменить планшетами, которые особенно подходят самым маленьким ученикам. Помимо ноутбуков, планшетов и смартфонов, появилось множество устройств, которые делают обучение интересным и понятным. Например, интерактивные доски - большие сенсорные экраны, связанные с компьютером и проектором, на которых можно писать, вносить пометки и пр.

И тут возникает вопрос: а что дальше?

Очевидно, что учебным заведениям нужно пересмотреть подходы к образованию и "научиться учить" как в реальном, так и виртуальном мире: применять новые инструменты, такие как адаптивное обучение, образовательные платформы, а также ввести новые стандарты оценки учащихся. Меняется и роль педагога, который из лектора становится наставником и тренером. Родители получат возможность больше следить за успехами ребенка и принимать активное участие в его обучении.

Все более широкое распространение устройств с доступом в интернет и развитие мобильного широкополосного доступа являются ключевыми двигателями трансформации системы образования.

Подготовлено по материалам,
предоставленным компанией Ericsson.