Номер 29 (1175), 9.08.2013

КИНО ПОД ОДЕССКИМ НЕБОМ И КРЫШАМИ

(Окончание. Начало в № 27 от 26 июля и № 28 от 2 августа с. г.)

"Киномемуары" на Ланжероновском спуске

Одесский кинофестиваль отличается от многих других обилием показов под открытым небом. Самые грандиозные зрелища происходят на Потемкинской лестнице в первые дни кинофорума. Там собираются до 10 тысяч человек. Просмотры на Ланжероновском спуске - менее масштабные (порядка тысячи одномоментных зрителей), сюда приходят больше всего любители поностальгировать или молодые люди, которым интересно понять: над чем же так вздыхали или хохотали их "предки". Ибо демонстрируются тут преимущественно фильмы прошлых лет, сохранившие или художественную ценность, или просто обаяние времени.

Обоим этим критериям соответствует фильм 1965 года выпуска "ВЕРНОСТЬ", снятый на Одесской киностудии Петром Тодоровским и получивший приз "За лучший дебют" на Венецианском кинофестивале, который считается одним из самых престижных в мире. Эту картину представлял оператор фильма Вадим Костроменко, ныне директор музея Одесской киностудии.


Он рассказал, что сценарий написал поэт Булат Окуджава, никогда ранее этим делом не занимавшийся. Операторов изначально было двое, но одного из них призвали в армию, и, не рискуя оставаться с одним, совсем молодым оператором, П. Тодоровский пригласил на работу В. Костроменко, имевшего уже опыт пяти снятых картин. Старый оператор признался, что после проявления кадров, отснятых на зимней натуре, оказалось, что пленка испорчена. Она становилась то ярче, то светлее, возникли "засветки" на экране, и в связи с этим материал пришлось заново переснять, используя вместо снега соль. Благо режиссер воспринял ситуацию стоически: "Вадим, не война - переживем!", - подбодрил он оператора. Когда картина была окончена, то при монтаже постановщику пришлось удалить эпизоды, снятые молодыми операторами до прихода В. Костроменко. Но оператор-постановщик настоял на том, чтобы их имена были указаны в титрах. Со временем Вадим Авлошенко стал хорошим оператором и сценаристом, а Леонид Бурлака вскоре после этого превосходно снял картину "Прощай", а затем работал над многими фильмами, включая общеизвестный сериал "Место встречи изменить нельзя".

К сожалению, постановщик "Верности" Петр Тодоровский недавно скончался после сердечного приступа. "Надеюсь, ваше внимание к этому фильму будет знаком уважения к великому талантливому человеку", - обратился к зрителям оператор картины. И не ошибся.

Несмотря на международное признание, "Верность" не имела большого зрительского успеха и осталась в памяти разве что киноманов. Зато куда более скромный по художественному уровню "ПРИМОРСКИЙ БУЛЬВАР" помнится и спустя четверть века после появления на экранах. Тем более, что эта незатейливая комедия периодически демонстрируется по телевидению. Юбилейный показ фильма на Ланжероновском спуске прошел при участии режиссера Александра Полынникова и исполнителей главных ролей Александра Кузнецова, Анны Назарьевой и Ольги Кабо.

Открывая показ, Александр Кузнецов рассказал, что впервые приехал в Одессу в 1979 году, будучи студентом Московского авиационного института. Тогда его поразило, до какой степени одесситы верят в то, что у них все самое лучшее.

"У вас самое синее море, хоть оно и называется Черным, самый красивый Оперный театр и самые веселые люди. Одесситы веселые, потому что улыбаются в два раза чаще, чем в Москве или Магадане", - пошутил актер.

Режиссер Александр Полынников на момент выхода фильма проработал на Одесской киностудии 30 лет и, по его словам, хотел сделать городу и его жителям подарок, сняв фильм об Одессе и сделав его фильмом-визиткой. Отличительной чертой фильма, по словам режиссера, является то, что в нем появились первые советские видеоклипы, снятые на песни Вячеслава Добрынина в исполнении ВИА "Веселые ребята".

"По паспорту я москвичка и родилась в Москве, но второй раз в возрасте 18 лет я родилась в городе Одессе на "Приморском бульваре", - призналась Анна Назарьева. - Этот город стал поистине для меня родным, в первую очередь благодаря вам. Таких зрителей, как одесситы и гости Одессы, вы не найдете днем с огнем".

Ольга Кабо, вспоминая о съемках, поделилась историями своих похождений с Александром Кузнецовым.

- "Мы были начинающими актерами, и денег много не было, но достаточно, чтобы раз в неделю в выходной день устроить себе маленький праздник, - рассказала актриса. - Мы шли на Привоз - напробуешься, нанюхаешься, посмеешься, в выходные это было главным развлечением и удовольствием".

Также Ольга Кабо отметила, что не только фильму "Приморский бульвар" исполнилось четверть века, но в этом году еще и серебряная свадьба Александра Полынникова и Анны Назарьевой, так как именно на съемках этого фильма они полюбили друг друга и с тех пор неразлучны.

Заключительным показом фестиваля оказался "1001 РЕЦЕПТ ВЛЮБЛЕННОГО КУЛИНАРА" - картина, снятая в 1996 году одним из членов Международного жюри, грузинским режиссером Наной Джорджадзе.

Открыть показ и представить фильм пришли продюсер картины и председатель жюри Александр Роднянский и сама постановщица. Картина снята со знаменитым французским комиком Пьером Ришаром в главной роли. Это было совместное производство Грузии, Франции и Украины. Кстати, "Рецепт" оказался единственным грузинским фильмом, номинированным на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".

Александр Роднянский рассказал зрителям, что работа над фильмам состоялась благодаря предшествующему большому успеху Наны Джорджадзе после фильма "Робинзонада, или Мой английский дедушка", за который она получила "Золотую камеру" - награду за лучший режиссерский дебют на Каннском кинофестивале в 1987 году. Кроме того, оказалось, что один из продюсеров картины Темур Баблуани является дедушкой юной грузинской актрисы Лики Баблуани, которая только что получила награду за лучшую актерскую работу в грузинской картине "В цвету".

Нана Джорджадзе призналась, что чувствует огромную ответственность перед зрителями и перед Одессой, где она недавно закончила съемки своего нового фильма.

- Я всегда нервничаю, когда показывают мой фильм. Особенно в этом городе, который я очень люблю и очень трепетно к нему отношусь. Я получила столько любви, ласки, внимания и заботы и была окружена такими радостью и счастьем, работая здесь, что на мне теперь очень большая ответственность перед вами. Я благодарна за внимание и надеюсь, что фильм вам понравится.

Фильм понравился.

С украинским "акцентом"

В короткометражной программе фестиваля были представлены 12 работ, претендующие на Украинскую национальную кинопремию. По мнению президента ОМКФ Виктории Тигипко, именно этот конкурс - самая большая гордость Одесского фестиваля.

- В этом году мы получили около 200 заявок от украинских фильмов, - рассказала г-жа Тигипко. - После этого никто не сможет сказать, что в Украине не снимают кино. Украинские таланты учатся пробиваться, находить финансирование, воплощать свои замыслы и выводить их на фестивальную сцену. Искренне желаю, чтобы в следующем году у нашего жюри работы стало больше.


Первый приз конкурса получил фильм "Дорога" Максима Ксенды. Режиссер получил 10 тыс. грн. Любопытно, что эта лента не числилась среди фаворитов. В пресс-релизе о ней было написано в одну строчку среди прочих. Но жюри рассудило иначе.

Специальный диплом жюри получил документальный проект Александра Течинского "Сэры и Сеньоры". Его автор долгое время работал газетным фоторепортером и, не имея кинообразования, решил снять свой фильм о разнорабочих, приезжающих каждую осень в Умань поработать во время паломничества хасидов на праздник Рош-Хашана.

Зато Руслан Батицкий, удостоенный премии от Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) за короткометражную картину "Уроки украинского", не впервые снимает короткометражные работы. В фильме-лауреате он поведал историю из жизни шахтёра в типичном шахтёрском посёлке. Режиссер признался, что в фильме "старался использовать элементы киноимпрессионизма". Не зря старался. Его картина поразила жюри своей "ужасной красотой и кинематографической мощью".

Впрочем, и среди работ, не удостоенных наград, есть весьма любопытные.

Так, фильм "Свидание" Евгения Матвиенко в этом году попал в программу наиболее значимого в мире фестиваля короткометражных фильмов во французском Клермон-Ферране. А "Ядерные отходы" Мирослава Слабошпицкого завоевали награду "Леопард будущего" на кинофестивале в Локарно.

"Кинотеатр "Украина" - студенческая работа Максима Радонова - рассказывает о попытке возрождения заброшенного кинотеатра в маленьком провинциальном городке Радехов.

- Наше присутствие пробудило интерес к этому месту, и теперь там, рядом с клубом, открыт кинозал, - рассказал о судьбе кинотеатра Максим.

Фильм "Поминовение" стал второй короткометражной работой для режиссера Ирины Цилик, автора четырех книг, которая решилась на экранизацию одного из собственных рассказов.

Фильм "Helen" Леси Калинской был снят в Нью-Йорке, куда режиссер попала по магистерской программе. В нем задействованы актеры из разных стран, с которыми, по словам Леси, работать проще по причине отсутствия мешающего опыта украинской театральной школы. Задание, которое поставила перед собой режиссер, - снять жанровое кино. В результате вышла мелодрама с элементами боевика и 20 героями, в которой одновременно показаны криминальный мир и любовный треугольник.

В целом же, полагает В. Тигипко, "у украинского кино - большое будущее. Мне приятно, что наш фестиваль помогает его создавать".

Кинокритики не динозавры

По итогам работы Школы кинокритиков состоялся круглый стол на тему "Актуальность и необходимость формирования критического кинообразования в разрезе кинофестиваля". Пообщаться со студентами и кураторами Школы пришли редактор издания Curzon Magazine Йен Смит, арт-директор ОМКФ Алик Шпилюк, председатель Союза кинематографистов Украины Сергей Тримбач, известнейший российский кинокритик Кирилл Разлогов, редактор и соавтор программы "Аргумент-кино" Игорь Грабович и замдиректор департамента внешних связей фонда Рината Ахметова "Развитие Украины" Татьяна Трегобчук.

Первым подытожил результаты работы Школы кинокритиков ее главный лектор - британец Йен Смит. Он обратил внимание на более высокий уровень профессиональной подготовки нынешних студентов Школы. По его мнению, фестиваль - это идеальная площадка, чтобы поощрить молодых людей писать о кинематографе.

Игорь Грабович посоветовал не забывать, что каждый фильм имеет автора и определенный смысл, поэтому писать о кино можно либо с позиции адвоката, либо с позиции прокурора. Он добавил, что критик должен осознать, от чьего имени он пишет.

Назвав киноведение профессией, близкой к клинической смерти, Кирилл Разлогов признался, что в поисках профессиональной критики обращается к интернету, а не к популярным изданиям. Однако он советовал не терять надежды - на кинокритиков есть спрос.

Представительница фонда "Развитие Украины" подчеркнула важность Школы кинокритиков как образовательного проекта и как среды для появления инновационных мыслей.

Сергей Трымбач отметил, что настоящий кинокритик должен не только любить кино, но и любить о нем писать: "Первый признак критика - графомания в прямом смысле, то есть любовь к письму". По его мнению, эта профессия является универсальной, однако требует основательной подготовки.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что современный мир предлагает новые возможности для критиков, а кинофестиваль является едва ли не лучшей платформой для совершенствования профессиональных навыков.

С точки зрения продюсеров

Питчинг (от англ. "pitch" - выставлять на продажу) - это презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. В питчинге ОМКФ-2013 приняли участие 10 проектов в разных жанрах - военно-исторические и социальные драмы, фэнтези и романтические мелодрамы.

Представить проект "Дикобраз" сербского режиссера Срджана Драгоевича на сцену поднялась член международного жюри ОМКФ, немецкая актриса Франциска Петри. В картине о столкновении двух политических систем она исполнит главную роль.

- История о полярных вещах показалась мне интересной, но для меня она больше философская, чем политическая, - рассказала Франциска.

Со своей новой работой, фильмом "Кай", выступил уже знакомый жюри тандем украинского режиссера Олега Сенцова и продюсера Ольги Журженко. Их проект "Носорог" - победитель прошлогоднего питчинга.

Детскую сказку-фэнтези представили одесские кинематографисты Максим Фирсенко и Антон Червинский. В их проекте "Колесо Фортуны" дети будут бороться со злом, зажигать маяк, спасать Оперный театр и царскую семью.

За экранизацию бестселлера русской писательницы Дины Рубиной "Синдром Петрушки" взялась молодой украинский режиссер Елена Uазанова.

Военно-историческую тематику развивают проекты "Битва за Севастополь" Сергея Мокрицкого, "Ворошиловград" Ярослава Лодыгина, "Снег в Карпатах" Константина Вернера и "Вариант Маркони" Леси Калинской.

О вечной теме дружбы и любви в большой Вселенной - проект "Вулкан" Романа Бондарчука.

Лучшим проектом продюсерского питчинга был назван проект полнометражного дебюта Каннского лауреата Марины Вроды "Степне". Победительница получила 25 тысяч гривен. Марина Врода поблагодарила экспертов питчинга и пожелала всем режиссерам найти своего продюсера, который станет настоящим соавтором фильма.

- Приятно, что наш проект получил поддержку от Украины, - добавила режиссер.

Кроме того, специальным дипломом от жюри питчинга был отмечен проект "Ворошиловград" Ярослава Лодыгина.

Статистика радости

О масштабах ОМФК-2013 можно судить по таким цифрам.

За 9 дней фестиваля было показано 100 фильмов из 30 стран в 12 конкурсных и внеконкурсных программах.

Состоялось 9 показов под открытым небом - на Потемкинской лестнице и на Ланжероновском спуске.

На фестивале были аккредитованы 600 слушателей Летней киношколы, 1,5 тыс. участников профессиональной секции, 900 журналистов.

Бюджет ОМФК - 3,5 миллиона евро. Госкино и Одесский горсовет выделили по 1 млн грн, облгосадминистрация - 3 млн грн, 5 млн грн дал генеральный партнер "ТАСкомбанк". Остальные деньги получены от спонсоров и партнеров.

Подготовил Евгений ГАЛЯС
(использованы материалы пресс-службы ОМКФ-2013).

На фото:

- Кадр из фильма "Верность".

- Режиссер Нана Джорджадзе. Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.

- Кадр из фильма "Дорога".