Номер 10 (1006), 19.03.2010

НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО...

Реформы снова на повестке дня. В том, что они необходимы буквально во всех сферах нашей жизни, сходятся практически все. Несомненно, требует реформирования и сфера социальной помощи. Вот только не забыть бы за проектами, что в данной сфере - больше, чем в какой-либо другой, - успех или неуспех реформирования зависит от тех, кто трудится на земле, - от социальных работников. "Кадровое обеспечение реформ" (да простится нам это канцелярское выражение) на примере конкретного микрорайона и стало предметом нашего внимания.

"БОГАТЫМ СТАНОВИТСЯ ТО ОБЩЕСТВО,
ГДЕ ЛЮДИ ДОРОГИ"

(Конфуций, древнекитайский мыслитель)

Официальное название этого учреждения сразу и не выговоришь: территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан Малиновского района города Одессы. В народе говорят проще: "Малиновский терцентр". Дорогу сюда пожилые прохожие показывают со знанием дела; терцентр в районе известен многим. Да и как не знать, если его услугами пользуются более 7000 подопечных - это примерно 4 % всех жителей района. Контингент самый что ни на есть разнообразный: пенсионеры, участники Великой Отечественной и боевых действий, инвалиды, дети инвалидов, многодетные семьи, дети, находящиеся под опекой... Формы помощи тоже различные: от сугубо домашних дел (уборка, стирка, закупка продуктов) до оформления документов, субсидий и прочая, прочая, прочая... Более 800 подопечных терцентра получают горячее питание в столовых и кафе. Семеро в прошлом году получили слуховые аппараты, без которых для них был потерян мир звуков; 36 больных прооперированы; у 83 появились зубные протезы...

Этими данными не без гордости "угощает" нас директор Малиновского терцентра Ирина Георгиевна Ухина. Хозяйство у нее сложное (это если говорить мягко); значительную часть района занимают дома частного сектора, в которых порою отсутствуют даже элементарные удобства. А жизненные реалии то и дело подкидывают новые заботы. Вот простой пример: несколько лет назад закрыли муниципальную баню на улице Ефимова, и сразу возникла проблема с помывкой. Сейчас пенсионерам приходится ездить аж в Суворовский район, на ул. Черноморского казачества. Неблизкий путь, для пожилого человека утомительный. Но в данном случае это единственный реальный выход, который нашли для своих подопечных сотрудники терцентра.

- Помощь мы оказываем адресно, - поясняет принципы работы Ирина Георгиевна, - это значит, что каждый вопрос рассматривается индивидуально, с учетом всех обстоятельств. Наши социальные работники, которые трудятся в отделениях терцентра, обслуживающих определенные участки района, прекрасно знают своих подопечных, их первоочередные нужды и проблемы, потому небогатые наши ресурсы распределяются по справедливости.

"ГДЕ НЕТ ЛЮБВИ - ТАМ НЕТ ДОБРА"

(Николай Бердяев, философ)

Самый сложный участок - это отделение микрорайона Застава, которым руководит Любовь Васильевна Козырь. Сюда входят поселок Сахарный, Ленпоселок, 2-я Застава. Дома тут в основном частные, много пожилых, одиноких людей, им нужно помочь - помимо вышеперечисленных видов помощи, еще и печку растопить, и огород вскопать. Территория обширная, общественный транспорт - малочисленный, основное сообщение - маршрутками, а где на них денег напасешься. Приходится надеяться на собственные ноги, иногда на велосипед, у кого он имеется...

Тем не менее, судя по рассказу Любови Васильевны, текучки в отделении нет, несмотря даже на маленькую зарплату. Более того, есть желающие занять вакансию социального работника. Одна из привлекательных сторон (судя по нашему общению с разными людьми) - атмосфера в коллективе. Что подтверждает и заведующая отделением.

- У нас коллектив - это большая дружная семья, - говорит Л. В. Козырь, - в радости и в горе мы всегда вместе, решаем все проблемы, стараемся все сделать, как можно лучше. И люди доверяют нам, видя каждодневную и такую нужную им заботу.

- Ну а если ваш сотрудник уходит с работы, кто приходит ему на смену? - интересуемся мы немаловажной проблемой.

- Вообще-то такое случается редко, но если уж в силу каких-то причин работник нас покидает, он должен перед тем подготовить себе замену, познакомить новичка со своими подопечными, объяснить все наши правила, нормы. Так, каждый соцработник ведет тетрадку, куда записывает все, что он делает. К примеру, если бабушка дала книжки для оплаты коммунальных услуг, в тетрадке непременно должна стоять ее роспись; получили сдачу от покупки продуктов - тоже надо расписаться. Такая скрупулезность - не мелочность; мы же прекрасно понимаем, что у наших подопечных каждая копейка на счету. Если соцработник уходит в отпуск или на больничный, его заменяет дежурный, так что помощь людям оказывается постоянно, непрерывно. Помогаем мы бесплатно и зачастую именно благодаря такой материальной и моральной поддержке люди и живут дольше.

"СПОСОБОВ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО И ЛЮДЕЙ"

(Ирена Дзядзи, польская писательница)

В том, что в этих словах - сущая правда, мы убеждаемся, пройдясь вместе с Натальей Валерьевной Денисенко по ее участку.

- Не знаю, что бы я делала без Наташи, - вздыхает 78- летняя Елена Григорьевна Пагуль. - Она и в магазин сходит за хлебушком, и на базар. Когда я заболела воспалением легких, Наташа приносила лекарства. Благодаря ей я в санатории подлечилась и теперь чувствую себя гораздо лучше. Наташа и документы все оформит, и в поликлинику проведет, и вареничками угостит. А завтра мы с ней на базар пойдем, - улыбается пенсионерка.

Родных у бабулечки нет, а самой обслуживать себя в частном доме тяжело. Да и поговорить хочется. А Наталья Валерьевна своей подопечной и новости расскажет, и телесериалы обсудит...

И так вот уже на протяжении семи лет с каждым из своих 12 подопечных...

- Работа, конечно, не из легких, - признается Наталья Валерьевна, - люди они все очень разные, а ведь с каждым нужно найти общий язык, к каждому характеру подобрать свой "ключик". Вот с тетей Леной мы уже просто как родные, благо, живем на одной улице.

Вообще-то каждого подопечного следует посещать два раза в неделю, но если та же бабушка Лена вдруг позвонит и пожалуется на плохое самочувствие, то Наталья Валерьевна бросает все свои дела и спешит к ней с валидолом.

Идем дальше. Дяде Юре уже 85. Но он не любит бездельничать. Возится по дому, в огороде любит хозяйничать, выращивать разные сорта овощей, а то и плитку на дорожке начинает класть (это из рассказа соцработника). Вот и наш приход застал его за делом.

- Дядечка Юрочка, вы бы отдохнули, - говорит Наталья Валерьевна.

Но пенсионер отмахивается: "Не лежать же мне".

- Кстати, а вы завтракали? - спрашивает соцработник.

- Забыл, - смущенно отвечает пенсионер...

- Жена у него недавно умерла, - поясняет на обратном пути Наталья Валерьевна, - конечно, тяжело одному. Иногда, как сегодня, в два часа дня вспомнит, что еще не завтракал. Так я подогрею еду, накормлю. Постель перестелю, всю женскую работу нужно в доме делать...

Чем только не приходится заниматься соцработнику! Даже мирить супругов - и то случалось. Вот тоже недавний пример из жизни. Бабушка прикована к постели, постоянно смотрит сериалы, а дедушка с ней все про политику норовит поговорить. Слово за слово - и вспыхивает ссора. К счастью, соцработник как раз в этот момент пришла, поговорила по душам, и поняли старики, что им-то ссориться уж точно никак нельзя.

Не обходится, разумеется, и без капризов. "Будешь покупать картошку, так смотри не на цену, а на товар. Чтобы вся одна в одну была", - просит одна старушка. Другая же, наоборот, чтобы стоило подешевле. А ведь каждой угодить надо: такая работа.

Бывает, правда, хотя и крайне редко, что соцработник с подопечным никак не могут найти общий язык. Тогда приходится совершать "рокировку". В терцентре, как легенда, бытует такой рассказ. Одна пенсионерка все время придиралась к своему соцработнику, ну все ей не нравилось. Тогда ей предложили: раз не находите общий язык, пришлем другого человека. И бабушка тут же одумалась.

- Я буду себя хорошо вести, - пообещала она, - только верните мне Людочку, я так к ней привыкла!

Но такие казусы редки. Обычно подопечные благодарят за искреннюю и душевную помощь.

"ЛУЧШИЙ ХОДАТАЙ О ТЕБЕ - ДОБРОЕ ДЕЛО ТВОЕ"

(Феогнид, греческий поэт VI век до н. э.)

Недавно в одном издании была напечатана благодарность Любови Петровне Ткаченко. "Она не только доставляет нам продукты, лекарства, - писали благодарные пенсионеры, - управляется по хозяйственным делам, но и с каждым поговорит, каждого выслушает, а это для нас самое главное. Такое отношение особенно ценно в наше нелегкое время".

- Вот только проблемы бывают у стариков, которые мы не в силах решить, - с грустью говорит Наталья Валерьевна. - Родня есть, да не помогают, лишний раз не зайдут, не проведают. Словно это не родной им человек. Вот у Юлии случилась трагедия: сына убили. Осталась женщина одна. Уже несколько лет ее мучает астма, рядом постоянно должен быть близкий человек - лекарства подать, "скорую" вызвать. Но родственники ее бросили. И она так благодарна нам, что мы ухаживаем... А вот другой случай. Бабушка подарила свой дом внукам. И как только старушки не стало, внуки потребовали от ее мужа освободить жилье. А куда идти одинокому старику?!

Горько на душе от таких историй. Ведь уважать своих родителей, ухаживать за ними - это же святая обязанность каждого человека. И зарубки от печальных этих ситуаций поневоле остаются на сердце людей, не черствых душой.

Служила в микрорайоне Застава Татьяна Ивановна Липовецкая. Редкой души человек, рассказывают, что она просто горела на работе. Но простудилась, помогая своему подопечному... Проводить ее в последний путь пришли все, кого она много лет поддерживала добрыми словами и заботой. И по сей день вспоминают о ней как о добром ангеле...

"НЕТ НИЧЕГО ЛУЧШЕГО,
ЧЕМ ДЕЛАТЬ ДОБРОЕ В ЖИЗНИ СВОЕЙ"

(Экклезиаст)

Мы уже не в первый раз рассказываем о работниках сферы социальной защиты. Но все равно не устаем поражаться их подвижничеству, доброте, чуткости...

Сюда не идут, чтобы заработать деньги. Тут прямо как по старой пословице: "От трудов праведных не наживешь палат каменных". А труды здесь - истинно праведные, без кавычек, и привычный для многих наших коллег скепсис по отношению к работе государственных и местных структур власти, в отношении сотрудников этой службы абсолютно неуместен. Ибо в сфере социальной помощи трудятся люди, для которых Добро и Бескорыстие - слова с большой буквы. Да и не слова это вовсе, а состояние Души. Которая в данном случае - тоже с большой буквы.

Есть такое расхожее выражение: "С этим человеком я бы пошел (или не пошел) в разведку". Можно провести аналогию: реформирование в любой сфере - это та же разведка - новых путей, форм, методов. Точнее сказать, это разведка делом. Так вот, с такими людьми, которые трудятся в большинстве своем в сфере социальной защиты населения, можно смело идти в разведку. Они не подведут.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Территориальные центры - это микроячейка системы социальной помощи. Более же развернутое представление о деятельности социальных служб региона, совершенствовании системы оказания помощи населению мы получили от заместителя начальника Главного управления труда и социальной политики облгосадминистрации Ирины Викторовны Маркевич.

- Мы работаем по четырем направлениям: назначение пособий, предоставление льгот, лечения, транспорта ветеранам войны и инвалидам, обеспечение десяти домов- интернатов. В прошлом году 165 тысяч малообеспеченных семей получили денежную помощь в размере 895 млн грн. Также было назначено почти 15 тыс. субсидий для оплаты коммунальных услуг, потребления тепло- и электроэнергии на сумму 10,5 млн грн. Особое внимание уделяем ветеранам войны и инвалидам. Они получили помощь на сумму более 16 млн грн. 727 ветеранов войны и 330 инвалидов смогли подлечиться и пройти реабилитацию в санаториях. 8915 инвалидов были обеспечены протезно-ортопедическими изделиями; тут удалось удовлетворить практически все заявки.

Территориальные центры в деле оказания помощи населению играют особую роль. Однако и у них есть серьезные проблемы, в частности, заработки тут очень невелики, что, конечно, затрудняет приход в нашу сферу молодых, инициативных работников.

В настоящее время происходит реформирование системы предоставления социальных услуг. В частности, это должно положительно сказаться и на терцентрах. Одиноким людям помощь оказывается бесплатно, за счет бюджета. Однако есть такая категория людей, кто формально не одинок, у кого есть дети, которые, в принципе, в состоянии обслужить родителей, просто живут или работают они далеко от родных. Как, к примеру, моряки во время рейса. В таких случаях можно прибегнуть к платным услугам, которые могут оказывать те же территориальные центры. Развитие платных услуг позволит увеличить штатное расписание терцентров, повысить зарплату социальных работников, привлечь новые кадры. Разумеется, речь идет о тех детях, внуках или других близких родственниках, у кого есть материальная возможность оплатить оказание услуг своим родным.

Вообще же я хочу сказать, что в наше управление может обратиться любой человек, попавший в трудную ситуацию. Заверяю, что каждого наши сотрудники внимательно выслушают, помогут составить заявление, направить его на рассмотрение комиссии. Хочу подчеркнуть также, что к оказанию помощи разных видов мы подходим строго индивидуально, чтобы ее получали именно те, кто в такой помощи реально нуждается. Таков принцип нашей работы, и именно на усиление адресности, конкретности нацелены все реформы в сфере социальной помощи.

Материал подготовили
Александр ГАЛЯС и Инна ИЩУК.

На фото И. ИЩУК:
в отделении микрорайона Застава:
сотрудники и подопечные;
заместитель начальника Главного управления
труда и социальной политики облгосадминистрации
Ирина Маркевич.