Номер 8 (953), 6.03.2009

ЖВАНЕЦКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

БАНЯ. "Что касается бани, то и там тоже приходили люди подписывать бумаги.

Для этого надо было раздеться, забежать и, чтобы ничего не размокло, дать туда на верхнюю полку, чтобы там тебе подписали. Но там, в бане, меня спрашивали: "Миша, а ты портфель взял?" Я говорил: "Да, портфель есть". И этим я держался на поверхности и держал Карцева и Ильченко и еще театр "Эрмитаж". Когда этим чиновникам надо было идти и принимать наш спектакль, который они уже слышали и говорили: "А, это я уже знаю, ну ничего". Вот так мы и крутились".

ЖАНР. "Когда ты выступаешь в этом жанре, то время от времени получаешь под зад. А перейти в другой жанр уже поздно. И обойти все подводные камни невозможно, как и объяснять всем, что ты хочешь сказать".

ЖЕНА. "Мы прекрасно живем с моей женой. И она все это знает. Она поступила ко мне уже после всех романов, после всей моей бурной жизни в общежитиях, в гостиницах...

Моя жена не любит тусовки, не любит фотографов в доме. Я ее люблю за это. У нас с ней прекрасное содружество, и мы помогаем друг другу".

ЖЕНЩИНЫ. "На вопрос одной радиостанции для женщин: "От кого бы вы хотели иметь детей?" - большинство сказало, что от меня. Женщины - люди практичные. Они вполне понимают, что страстно любить можно одного, а ребенка можно иметь от кого-то другого. Они сами выбирают".

ИСТОРИЯ. "История России - это борьба невежества с несправедливостью".

КИНО. "Очень большие трудности у киношников: Требования к достоверности возросли, а танков старых нет, маузеров мало. Фрак народ носить разучился. Хамство и грубость в Сибири как раз получаются ничего, а образование в Петербурге не идёт пока. Аристократизм в Петербурге пока не идёт. Если герой просто сидит - ещё ничего, а как рот откроет - так пока не идёт".

ОБОЖАНИЕ. "Вот недавно я был в Томске, в Сибири. И ко мне подходили очень воспитанные люди и все, как один, говорили: "Моя мама вас обожает". Только один человек сказал, что меня обожает его бабушка".

ОДЕССИТ. "Пожалуй, еда, женщина и юмор - это три основы, три столпа, на которых держится одессит".

ПОРТФЕЛЬ. "В этом портфеле мой отец, врач, носил документы, справки, медикаменты - все, что было связано с его больными. И он завещал мне этот портфель. И теперь я, можно сказать, служу и продолжаю его дело - тоже лечу людей. Шуткой, юмором, как у меня получается".

ПРИЗНАНИЕ. "Я привык к признанию. Со времен пленки. Я давно слышу из уст народа свои фразы. Все давно уже забыли их автора: "Давайте переживать неприятности по мере их поступления". Эта фраза помогает многим жить. Но сам я этим правилом не пользуюсь, я - панический человек, переживаю по мере своего воображения. Однако посоветовал очень толково".

СВОБОДА. "Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу".

СЛАВА. "Вот в одной популярной газете прочитал, что я в деревне Бутырки купил землю под ипподром. И сейчас скупаю чистокровных лошадей.

- Это же слава, Михал Михалыч!

- Да, это слава. Но, к сожалению, я даже не знаю, где находится деревня Бутырки".

СЧАСТЬЕ. "Вы нашли свое место в этой жизни? - Да, это место портовика. Я всегда при деле. Когда страна бедная, она закупает товары. Мы перегружаем из пароходов в вагоны. Я при работе. Когда страна богатая - она продает товары, и мы погружаем из вагонов в пароходы. И я опять при работе. Получается идеальное попадание. Ведь все мои друзья, окончившие портовый институт, всегда заняты и востребованы. Вот такой я востребованный человек. А это счастье огромное".

ТЕЛЕФОН. "И в обеденный перерыв у какого-то крупного министра тоже читал. Его референты - хорошие ребята - подстраивали этому министру мое выступление. Он долго цокал языком, спрашивал их: "Он не антисоветчик?" Они говорили: "Нет. Вы просто посмеетесь и тут же обратно". А мне нужно было поставить телефон маме. Я зарабатывал всегда, как говорится, физическим трудом. Зато мама была с телефоном в Одессе".

ТВОРЧЕСТВО. "Я не могу никак отзываться о своем творчестве - это не мое дело совершенно. Современные журналисты надоели мне вопросами: что вы думаете, что вы написали? Это полная беспомощность девочек, которые меня об этом спрашивают. Я не могу говорить сам о себе".

УМ. "Одна умная женщина мне говорила: "Миша, ты же умнее многих". Но я в это никогда не верил, я не считаю себя умнее. Но я должен подняться над чем-то, я не могу вместе. Даже гребя со всеми, я должен подняться хотя бы умственно".

ШУТКА. "Очень часто приходится шутки объяснять, особенно женщинам. Для них просто хочется повесить на руку табличку: "Я шучу".

Фото Михаила РЫБАКА:
Роман Карцев и Виктор Ильченко.