Номер 28 (924), 1.08.2008

ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ДЛЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Кадровый голод на предприятиях уже настолько привычен, что даже не вызывает эмоций. Сегодня трудно найти не то что толкового инженера-технолога, а дельного рабочего. Одна из причин - кризисные явления в системе профессионального образования. Притчей во языцех стало перепроизводство гуманитариев - юристов, экономистов, "международников", журналистов и т. п. (качество подготовки таких "специалистов" - тема отдельная), и нежелание значительной части молодежи получать техническое образование ввиду его непрестижности. О ситуации в системе специального образования размышляет директор технического колледжа Анатолий Коваленко, который возглавляет региональный Совет директоров вузов 1-2 уровня аккредитации (техникумы, колледжи).

- Сейчас уже мало кто помнит, что после обретения Украиной независимости было решено ликвидировать систему среднего специального образования и перевести ее в общую систему высшего образования. Так что теперь выпускники колледжей, техникумов получают либо неполное высшее образование (младший специалист) или базовое высшее образование (бакалавр).

Однако демографическая ситуация и охватившая страну тяга ко "всеобщему" высшему образованию привели к тому, что пришлось сокращать количество техникумов и училищ. Например, в Одессе из трех медицинских училищ осталось одно и т. п. Благодаря этому удалось сконцентрировать кадры, техническую базу, финансовые ресурсы и фактически спасти систему специального образования.

Правда, не так давно были сильны настроения перевести наши учебные заведения - колледжи, техникумы, училища - в систему профтехобразования. Но и наш Совет директоров, и Украинская Ассоциация высших учебных заведений, членом которой я являюсь, сумели убедить, что данные учебные заведения должны быть интегрированы именно в систему высшего образования. Если проанализировать состав среднего звена на наших предприятиях, то легко увидеть, что мастера, техники - это все выпускники техникумов, и они сейчас фактически обеспечивают работу производств. Ну а наши учебные заведения, которые расположены в малых городах и селах, это вообще центры не только образования, но и культуры.

Будем смотреть правде в глаза. Сегодня немало семей, особенно в сельской местности, где родители попросту не в силах потянуть обучение детей в вузах. Да и не все сельские школы могут дать ребенку среднее образование ввиду некомплекта. А наши учебные заведения принимают ребят и после девятого класса, и дают им как общее среднее образование, так и профессиональное. При этом принципиально важно, что наш выпускник, в отличие от вузовского, уже умеет что-то делать руками, он готов с первого же дня на производстве заняться конкретным делом - печь хлеб, шить одежду, ремонтировать оборудование, стоять у станка и т. п.

Обратите внимание на работодателей. Они хотят, чтобы специалист был молодой, но вместе с тем с опытом работы. Наши выпускники до известной степени этому требованию удовлетворяют, поскольку довольно много времени у нас отводится на производственную практику, и азы профессии они постигают непосредственно на рабочем месте. С другой стороны, мы пытаемся убедить работодателей, что, если они хотят получить по-настоящему классного специалиста, то им тоже следует участвовать в его подготовке, воспитании: брать к себе на практику, на стажировку, адаптировать его навыки под свое производство и т. п. Готовя учебные программы, мы непременно советуемся с производственниками, стараемся учесть их пожелания и т. п. Но вместе с тем объясняем работодателям, что готовить современного специалиста по старым стендам невозможно. Значит, они тоже должны помогать нам - оборудованием, технологиями, брать наших студентов на практику, стажировку. И надо сказать, что работодатели это уже начали понимать. Например, охотно берет к себе наших выпускников швейная фабрика: мы заключаем с нею договоры, студенты проходят там практику, стажировку. Стали "охотиться" за нашими выпускниками частные пекарни, предприятия, производящие обувь, супермаркетам очень нужны "холодильщики" и т. п.

Конечно, наши учебные заведения тоже не стоят на месте - оснащаем их по мере возможностей новой техникой, компьютерами. Мы прекрасно понимаем, что сегодня компьютеры нужны везде, даже там, где, казалось бы, им пока еще нет применения. В нашем колледже мы даем возможность студентам получить дополнительно к основной специальности квалификацию оператора компьютерного набора. Но, безусловно, помощь предприятий в этом крайне необходима.

Радует нас то, что в самое последнее время начала меняться и психология выпускников. Еще года два-три назад практически все выпускники техникумов пытались поступить в университеты, академии. Нас даже укоряли, что, дескать, мы готовим не специалистов среднего звена, а контингент для вузов третьего-четвертого уровня. Но сегодня те, кто хотят учиться дальше, чаще выбирают заочную форму обучения. Они понимают, что такой специалист - теоретически подкованный и владеющий практическими навыками и для работодателя представляет намного большую ценность, чем просто человек с дипломом о высшем образовании.

Сейчас в образовательной системе происходят серьезные изменения. В новом законе о высшем образовании нет привычных для нас понятий "техникум", "училище". Взамен появились профессиональные колледжи, которые готовят младших специалистов, и просто колледжи, которые могут готовить как младших специалистов, так и бакалавров. Очень важный момент - полная интеграция с производством. Теперь учебные заведения могут до половины предметов интегрировать в производство, т. е. обучать не тому, что нам бы хотелось, а тому, что нужно данному производству.

Конечно, никакие изменения на даются легко и просто. У наших вузов тоже немало проблем. И наиострейшая - совершенствование материально-технической базы. Ведь уже невозможно учить "мелом" - даже при наличии компьютеров и мультимедийных средств; нужно, чтобы студент мог технику руками потрогать. А значит, необходимы по-современному оснащенные лаборатории, учебные классы.

Тут встает проблема финансового обеспечения. Государство, к сожалению, в полном объеме не обеспечивает финансирование даже госзаказ, а нам нужно содержать здания, оплачивать коммунальные услуг, приобретать технику, оборудование... На это денег практически не выделяется, так что основной источник дохода - контрактники. Но ведь есть какой-то предел, выше которого большинство людей просто не в состоянии платить. Да и демографическая ситуация не внушает оптимизма. Так что, возможно, вскоре придется пойти по пути, который предлагает Министерство образования - укрупнять учебные заведения, особенно однопрофильные.

И, конечно, острейший вопрос - кадры преподавателей. Да, у нас работают люди опытные, но многие из них достигли "критического возраста", а молодежь приходит к нам не так активно, как того хотелось бы. Мы, разумеется, ведем активный поиск, особенно среди своих выпускников, которые уже получили высшее образование, имеют опыт работы, и правдами-неправдами убеждаем их идти к нам работать.

Это лишь часть проблем. Стараемся их решать, но очень рассчитываем на благоразумие государства. Не могут же в конце концов наши руководители не понимать, что именно система образования - краеугольный камень будущего развития страны.

Материалы полосы подготовил
Александр ГАЛЯС.