Номер 44 (891), 23.11.2007

САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ УЧАСТКОВЫЙ

Сорок лет назад читатели встретились с литературным героем, который до сих пор служит образцом для участковых инспекторов. Это "деревенский детектив" Федор Иванович Анискин...

Его имя уже давно стало нарицательным. Все вокруг изменилось - и страны, в которых живем, и уклад жизни, однако, стоит завести речь об участковых инспекторах милиции, как тут же ностальгически вспоминается Анискин. Посмотрите в интернете заголовки статей на эту тему: минимум в четверти из них не обходится без Анискина. Его ставят в пример нынешнему поколению милиционеров, так что те могут подумать, будто такой человек существовал на самом деле. Однако Федор Иванович Анискин. - плод фантазии писателя Виля Липатова.

КОЕ ЧТО О НЕМ

Виль Владимирович Липатов прожил недолгую, но насыщенную жизнь.

Он родился 10 апреля 1927 в Чите. Отец - из категории "ссыльнопоселенцев" -работал в областной газете "Забайкальский рабочий", мать преподавала в школе язык и литературу. Детство будущий писатель провёл в сибирской деревне, откуда, по всей видимости, и вынес впечатления, которые отразились затем в "Деревенском детективе". Еще во время войны В. Липатов поступил в Новосибирский институт военных инженеров транспорта, но, будучи по складу характера и воспитанию гуманитарием, вскоре перевелся на отделение истории Томского педагогического института, который в 1952 г. окончил экстерном. Параллельно с учебой он сотрудничал с томской областной газетой "Красное знамя", где были опубликованы его первые рассказы. В 1958 г. вернулся в Читу, работал литературным секретарем газеты "На боевом посту". Тогда же увидела свет его первая книга - повесть "Шестеро", где рассказывалось о том, как во время бурана водители сумели провести через тайгу необходимые леспромхозу машины. Производственная тематика всегда была "коньком" писателя В. Липатова. Именно производственные конфликты лежат в основе его повестей и романов - "Сказание о директоре Прончатове", "И это все о нем", "Игорь Саввович", которые в свое время вызвали довольно бурную полемику в прессе.

Но первый шумный успех принёс писателю "Деревенский детектив". Незатейливая, на первый взгляд, история о том, как участковый милиционер небольшой деревни расследует дело о похищении аккордеона у заведующего сельским клубом, получила неожиданно широкий резонанс. Буквально через год повесть была экранизирована (подробнее об этом ниже) , и Анискин в обаятельном исполнении Михаила Жарова стал поистине народным любимцем.

Современный критик отмечает, что "одним из первых с конца 1960 годов Липатов начал упорно и последовательно ставить вопрос о неблагополучии общества, в котором честный милиционер Анискин и талантливый инженер-"управленец" Прончатов вынуждены ловчить, нарушать официальные правила, чтобы принести пользу делу и людям, что вызывало полемические выпады ортодоксальной критики в адрес "деревенского Мегрэ" и "сибирского Остапа Бендера"". Писатель остро переживал такое состояние общества. К сожалению, эти переживания часто выливались в печально известную в ссоветские времена "форму протеста".

Поэт Николай Старшинов вспоминал, как в 1972 году оказался вместе с В. Липатовым в больнице имени Соловьёва. "Я не раз видел, как медсестра давала ему антабус, заглядывая в рот, под язык - проверяла, не запрятал ли он туда таблетку. Удостоверившись в том, что он её проглотил, отпускала. А он летел стрелой в туалет, где у него уже было приготовлено снадобье против антабуса". Поэт недоумевал, зачем Липатов травит свой организм. А тот отвечал: "Да меня заставили пройти принудительное лечение. Если бы я отказался от него, меня сняли бы с работы и исключили из партии. А так я как бы пройду курс лечения, получу об этом справку. А употреблять-то всё буду по-прежнему. Без этого у нас не обойдёшься".

В последние годы жизни писатель работал над острокритическим романом "Лев на лужайке", который был опубликован уже в "перестроечные" годы. Это книга стала его последним произведением.

Умер Виль Липатов в Москве 1 мая 1979 года.

"АНИСКИН, ЭТО, ПОНИМАЕТЕ..."

Как это нынче ни покажется странным, но появление "Деревенского детектива" вызвало немалую сумятицу в критике. Уж больно непривычным оказался образ советского милиционера - даже по внешности: грузный, одышливый, с выкаченными глазами, с привычкой причудливо вертеть пальцами, с забавной присказкой "Так! Эдак!".

"Анискин не просто милиционер, - пишет современный критик, - он крестьянин, плоть от плоти своих односельчан, он как бы растворен в них, неотделим от них. Он пользуется полнейшим доверием людей, потому что годы и годы ("бог знает сколько времени...") бессчетно доказали его бескорыстность и человечность... Иные критики упрекали автора "Деревенского детектива": мол, Анискин у него превышает милицейские полномочия, мол, очень это недемократично... Липатов знал, о чем писал, что хотел сказать. Он рисовал специфические обстоятельства жизни дальней деревни и специфический же характер персонажа. Конечно, милицейская служба как таковая его интересовала, и детективная интрига занимательно строится в произведениях цикла. Однако куда в большей степени Липатова интересовало другое - та человеческая, гуманная служба, которую нес Анискин, не только раскрывая и предотвращая нарушения закона, но и постоянно выступая в качестве выразителя справедливых начал, в роли мудрого, обладающего душевным тактом арбитра, воспитателя".

ЕРВЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ

Без сомнения, своим грандиозным, всенародным успехом образ "деревенского детектива" обязан не только писательскому мастерству Виля Липатова, но и актерскому дарованию Михаила Жарова. Страж порядка Анискин оказался его последней крупной киноролью. А вот широкую известность, по иронии судьбы, актер получил, сыграв бандита Жигана в первом советском звуковом фильме "Путевка в жизнь" Николая Экка. Тогда даже добропорядочные граждане с удовольствием внимали звучащим с экрана воровским куплетам: "Нас на свете два громилы - гоп-тири-бири-бумбия!" Жиган в исполнении Жарова стал персонажем, говоря по нынешнему, культовым. Известен, к примеру, случай, когда у Жарова украли кошелек, но тут же возвратили с извинениями: дескать, "своих" не трогаем.

Диаметрально противоположной Жигану, но ничуть не менее популярной ролью стал участковый Федор Иванович Анискин в экранизации "Деревенского детектива".

Фильм под таким названием в постановке режиссера Ивана Лукинского вышел на экраны в марте 1969 года тиражом 1797 копий. В нем, кроме М. Жарова, играли многие первоклассные актеры - Ирина Зарубина, Татьяна Пельтцер, Лидия Смирнова, Роман Ткачук, Наталья Сайко, Николай Скоробогатов. За год картину посмотрели 25 млн зрителей. Для нынешних российских "кинобоевиков" эта цифра попросту недосягаема (сейчас, в пересчете на действующие цены в кинотеатрах сборы от фильма составили бы никак не меньше 70 млн долларов), а в те времена, когда каждый "среднестатистический" советский человек посещал кино по 16-19 раз в году, фильм занял в прокате всего 20-е место. В 1970-м "Деревенский детектив" на Всесоюзном кинофестивале в Минске получил приз как лучший комедийный фильм, а Михаил Жаров был удостоен почетного диплома жюри.

АНИСКИН ПРОТИВ ФАНТОМАСА

Через пять лет уже сам Михаил Жаров поставил по сценарию В. Липатова второй фильм о "деревенском детективе" - "Анискин и Фантомас". Это был своего рода "социальный заказ".

Дело в том, что примерно в то время, когда вышла повесть Виля Липатова, на советских экранах появилась серия французских фильмов о злодее Фантомасе и его вечном преследователе - комиссаре Жюве. Картины эти имели совершенно грандиозный успех, особенно у молодежи. Успех, впрочем, своеобразный. На всех заборах и домах появилась буква F, которой в фильмах Фантомас "подписывался" под своими злодеяниями. Более того, по стране прокатилась волна преступлений, когда злоумышленники, подражая киногерою, напяливали на головы черные маски. Ввиду этого, уже после первых двух серий демонстрация фильма в Украине была запрещена, так что третью серию автор этих строк смог увидеть только в Кишиневе - на зависть многим землякам.

Но лет 7 или 8 спустя в кинотеатре "Одесса" появилась таинственная реклама: "Цветной художественный фильм". Оказалось, под загадочным названием скрывается "пресловутый" "Фантомас". Писатель-юморист Семен Лившин, работавший тогда в газете "Вечерняя Одесса", рассказывал о том, как он в областном управлении кинофикации пытался выяснить природу сего феномена.

- Почему вы не указываете название фильма? - спросил журналист.

- Понимаете, - ответили ему, - это же "Фантомас", его показывать запрещено.

- А почему же вы тогда его показываете?

- Так план мы выполняем всего на 40 %.

- Но почему тогда не написать, что это "Фантомас"?

- Понимаете, его показывать запрещено...

"Фантомасу" нужно было противопоставить что-то "свое". Виль Липатов решил эту задачу творчески. Он взял из жизни сюжетный ход - увлекшиеся игрой в кинозлодея деревенские подростки, напялив на головы черные маски-чулки, ограбили кассира, в сумке которого находилась зарплата колхозников. Но мудрый Анискин распутывает это преступление, найдя не только его исполнителей, но и "заказчика".

И НИКТО ДРУГОЙ

В 1978 году Михаил Жаров в третий и последний раз выступил в роли "деревенского детектива". Вместе с режиссером Виталием Ивановым он снял по сценарию В. Липатова фильм "И снова Анискин", где помимо упомянутых выше актеров, играли Борис Щербаков, Валерий Носик, Юрий Пузырев, Александр Белявский, Станислав Чекан, Люсьена Овчинникова. В этой картине Анискин, ставший уже майором, расследовал пропажу экспонатов из музея Дома культуры.

Больше Федор Иванович Анискин на экранах не появлялся. И даже в наше время, когда классические произведения сплошь и рядом превращаются в телесериалы, никто из режиссеров пока что не отваживается сотворить "римейк" приключений "деревенского детектива": видимо, понимают, что никто из нынешних актеров не в состоянии хотя бы приблизиться к уровню М. Жарова.

Правда, несколько лет назад была сделана попытка создать образ современного участкового в сериале "Участок", где главную роль - Павла Кравцова - сыграл Сергей Безруков. Но даже отец артиста, Виталий Безруков, признается: "Паша Кравцов - персонаж скорее сказочный. Сергей сам его выдумал (гены помогли). У него ведь дед был чекистом, и он форму уважает. Милиционеры говорят, что Кравцов "белая ворона", потому как таких ментов не бывает. Но они уважают Кравцова - все же любят сказки. Да и деревни такой, как в сериале, сейчас не встретишь. Села вымирают, люди убивают друг друга за бутылку самогона. А скольких старушек порешили из-за "гробовых2 денег! Участковый Анискин, кстати, тоже персонаж неправдоподобный. Но он из другой, советской сказки".

"ИДЕАЛЬНЫЙ МИЛИЦИОНЕР"

Сорок лет прошло с момента "рождения" "деревенского детектива", но народ его помнит и любит. Очередным подтверждением стали результаты всероссийского опроса: "Кого вы считаете идеальным милиционером?", проведенного в конце прошлого года. Были опрошены 1800 граждан в возрасте старше 18 лет.

По 25 % голосов набрали Глеб Жеглов и Дядя Степа.

На третьем месте с 17 % голосов оказался Федор Иванович Анискин.

Вот как характеризовали его участники опроса:

"Умных и внимательных милиционеров в наше время очень мало. Доброта, проницательность и порядочность - большая редкость. Хотелось бы побольше таких милиционеров, как участковый Анискин".

"Последователен, прост, доброжелателен".

"Доброта, основанная на жизненном опыте, глубокий профессионализм".

"Добрый и одновременно строгий, но вместе с тем больше стремящийся оказать человеку помощь, нежели его наказать. Одним словом, дядя Анискин!"

Еще более оригинальный опрос был проведен среди российских кинокритиков. Им предложили сказать, кого из киногероев они бы хотели видеть на посту Президента Российской Федерации.

На первом месте оказался генерал Серпилин - герой Анатолия Папанова из фильма "Живые и мертвые" - он получил 47 голосов. Вторым с 41 голосом стал учитель Мельников, изображенный Вячеславом Тихоновым в фильме "Доживем до понедельника".

Не обошли вниманием критики и участкового Анискина. Он получил 15 голосов, столько же, сколько... Иван Грозный в изображении Николая Черкасова.

Александр ГАЛЯС.