Номер 31 (878), 23.08.2007

"СИЛЬНЫЙ МАСТЕР С ХОРОШИМ ЧУВСТВОМ КОЛОРИТА"

Так отзывался о К.К. Костанди, своем преподавателе по Одесскому художественному училищу, выдающийся советский художник Исаак Израилевич Бродский.

Кириак Константинович Костанди родился 3 октября 1852 года в Одессе (в селе Дофиновка под Одессой). После окончания Рисовальной школы Костанди поступил в Петербургскую академию художеств, где учился у П.П. Чистякова. Одновременно он пользовался советами И.К. Крамского, И.Е. Репина и А.И. Куинджи. Окончил Академию художеств в 1882 году, работал в области бытового жанра, натюрморта, пейзажа и портрета.

С 1897 года Костанди - член Товарищества передвижников, с 1907-го - академик. Кириак Константинович преподавал в Одесском художественном училище (также в женской гимназии на ул. Успенской, 20).

Костанди много сделал для развития эстетических вкусов молодого поколения, был добрым человеком, чутким, вдумчивым педагогом и воспитателем. Его учениками были И.И. Бродский, М.Б. Греков, А.А. Шовкуненко и другие известные советские художники. Бродский вспоминал, как он следовал совету учителя "рисовать глазами", "все смотреть и запоминать". Где бы он ни был, он всегда мысленно воспроизводил виденное, запоминал формы, цветовые гаммы, обогащая свою память длительными наблюдениями.

Художник большого живописного дарования, К.К. Костанди был ведущей фигурой училища, вокруг него объединилась группа талантливых педагогов. Повышенный интерес к цвету, к пленэру был характерен для воспитанников одесского училища, учеников Костанди, которых Репин называл "талантливыми колористами с тонким чутьем".

Костанди являлся одним из учредителей Товарищества южно- русских художников (ТЮРХ), близкого к передвижникам, а с 1892 по 1919 годы был его председателем. Под руководством К.К. Костанди в Одессе был основан Городской музей изящных искусств. В 1920-х годах в Одессе функционировало Художественное общество имени К.К. Костанди.

Именем Костанди названы улица и два переулка в Одессе.

Кириак Константинович попал и в художественную литературу, но несколько странным образом. В повести К.Г. Паустовском "Время больших ожиданий" есть глава "Мнимая смерть художника Костанди".

Там писатель рассказывает, как он в бытность его секретарем газеты "Моряк" однажды рано утром встретил старика - "короля репортеров", пребывающего в неутешном горе. Плача, тот сообщил печальную весть о кончине художника Костанди: "Лежит на столе... под простыней... Глава южнорусской школы художников. Мастер! Бриллиантовая рука! И золотое сердце. Добрее его не было человека на свете".

Ему предложили написать некролог, и расстроенный старик, продиктовав машинистке текст, почему-то настойчиво потребовал две копии...

В типографии Паустовского встретил разъяренный выпускающий: "Кто дал в газету эту гнусность? - закричал он, размахивая только что оттиснутой гранкой с некрологом Костанди. - Какой негодяй?"

Оказывается, случилось "пустяковое" обстоятельство. По дороге в типографию ему встретился "воскресший" Костанди. Он его проводил, успев поговорить о предстоящей выставке картин и даже, прощаясь, заметил пятно от краски на пиджаке художника.

Наутро некролог, выброшенный из номера редакцией "Моряка", обнаружился в "Одесских известиях" (вот зачем нужны были копии). "Известия" принесли художнику извинения.

Автора сенсации не было две недели. Потом он явился и спокойно сообщил, что вышла маленькая ошибка: умер не художник Костанди, а чистильщик сапог Костанди, проживающий в том же доме. И принес заметку о выставке...

Печальным было в этой истории то, что Кириак Константинович Костанди (об этом не говорилось в повести) действительно вскоре умер. В том же 1921 году.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.