Номер 10 (857), 23.03.2007

SOS!

Я БЫ В СЛЕСАРИ ПОШЕЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

Рабочие специальности нынче востребованы, как никогда. На рынке труда нужны строители, токари, слесари, электрики. Однако проблема так и остается неразрешенной, потому что, как всегда, упирается в деньги. Платить за подготовку специалистов коммерческие структуры не желают. В городском бюджете денег на нужды профтехучилищ нет.

ТРИ ПРОБЛЕМЫ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ

- Это проблема всей страны, - сказал директор профессионально-технического училища машиностроения Василий Савченко. - Сегодня практически не работают крупные предприятия, функционируют мелкие частные структуры, которым невыгодно готовить рабочих специалистов. В свою очередь выпускники школ не хотят осваивать рабочие профессии, потому что они низко оплачиваются. Как ни старайся работать со вторым или третьим разрядом, большие деньги не заработаешь. С таким низким разрядом брать на предприятия не хотят. Там нужны рабочие пятого-шестого разряда.

Но чтобы готовить классных специалистов, нужна хорошая производственная база. Поэтому вторая проблема профтехобразования - оборудование, на котором учатся обучение. У нас оборудование хоть и старое, но рабочее. Своими силами мы латаем его, чиним, ремонтируем. Государство ничего нового нам не дает. А повсеместно внедряются новые технологии. Отставать от них нельзя. Поэтому мы решили зарабатывать самостоятельно. Учащиеся 2-3 курса перечисляют 50 % заработанных денег на расчетный счет училища. За эти деньги мы можем позволить постепенно купить новое оборудование, сделать ремонт, приобрести стенды. Проблема финансирования поднималась не раз, не только на региональном, но и на уровне министерства. Нам обещали выделить деньги на нужды профтехобразования. Но воз и ныне там.

В свое время были идеи передать училища Министерству труда и соцзащиты. Но передача так и не состоялась. Ведь это же все-таки учебные заведения.

А третья проблема, с которой мы сталкиваемся, это контингент учащихся. В основном это ребята, которые почти не учились в школе, запущенные в воспитании. У многих в школьных аттестатах по 7-8 двоек. А мы должны научить их профессии. Вот и начинаем с азов, возвращаемся в пятый класс и пытаемся восстановить их пробелы.

ВЫЖИЛИ ЗА СЧЕТ ЭНТУЗИАЗМА

Самый трудный период для училища был в 1993-97 годах, когда рушились все производственные и экономические связи. В 1996 году в училище было 24 учащихся. Его хотели закрыть. Но благодаря энтузиазму коллектива и правильной политике директора училище возродилось.

- Нам пришлось открыть несколько дополнительных специальностей, - объяснил Василий Федосеевич, - столяра, слесаря по ремонту автомобиля, оператора компьютерного набора, чтобы поднять престиж училища и, так сказать, приспособиться к окружающему миру. Ребята стали получать зарплату на практике. И могли уже зарабатывать на втором курсе обучения.

Сейчас в Одесском профессионально-техническом училище машиностроения учатся 311 человек. На бюджете. Студенты получают стипендии. Все выпускники трудоустраиваются. Училище сотрудничает со многими предприятиями города, которые берут учеников на практику.

- Однако, - сказал директор, - немало таких предприятий, где не хотят платить студентам, игнорируют закон о профтехобразовании, пытаются вычеркнуть в договоре пункт об оплате работы учащихся. Не говоря уже о том, что предприятия должны обеспечивать практикантов спецодеждой. Получается парадокс: специалисты предприятию нужны, а учить их они отказываются.

Большая проблема у нас всегда с мастерами производственного обучения. Хорошие специалисты не идут на зарплату в 470 гривен. А предприятия своих мастеров не дают. Получается, работают у нас в основном на энтузиазме. А была бы зарплата в две тысячи гривен, и отдача была бы другая.

Благодаря коллективу в училище сохранилась упорядоченная система образования. Конечно, вводятся новые программы, изучаются новейшие технологии и разработки. Но организация обучения, оправданная в старые добрые времена, остается неизменной. И дает свои положительные результаты. Ребята участвуют в открытых уроках, конкурсах по профессиям. Лучших отмечают и отправляют на всеукраинские конкурсы.

Но главное, конечно, в учебе - практика. А для этого нужны хорошие станки, оборудование. Только для столярных работ подрезная циркулярка стоит 50 тысяч гривен. А чтобы обеспечить практикантов сварочными аппаратами, нужно не менее 60 тысяч. А еще заплати за свет, воду, выдели средства на ремонт.

И все это как-то решается, пока государственные умы ломают головы, как же улучшить профтехобразование, не потратив на него ни копейки.

Инна ИЩУК.

Фото автора.