Номер 31 (827), 11.08.2006

"ФАБРИКА КУПЛЕТИСТОВ"

Одесская эстрада времен нэпа

Окончание гражданской войны и переход к политике нэпа для многих артистов эстрады означали всего лишь возврат к прежним временам. "Эстрада, – вспоминает А. Громов, – снова возвращается в кабаре и пивные. Эстрадные программы служат как бы приправой к гастрономии... Капеллистки и хористки вновь присаживались к столикам..."

Вновь возвращается такая форма привлечения публики, как конкурсы юмористов. Они пользовались большим успехом, поскольку, как пишет в своем исследовании "Куплет на эстраде" Г. Териков, Одессу называли "фабрикой куплетистов", так как она была главным поставщиком гастролеров для всех городов Российской империи, а затем и СССР. В этих состязаниях принимают участие Г. Амурский, Л. Зингерталь, З. Задорин, Н. Креминский, В. Коралли, Я. Воинов, Д. Восторгов, П. Фредин, Н. Рязанский, Ф. Бояров, Л. Леонов, Г. Красавин, Ц. Коррадо и др. Никаких призов победители не получали, но за счет полных сборов участники получали неплохие гонорары.

Каждый из куплетистов старался найти свою маску.

Александр Франк, Григорий Красавин, Цезарь Коррадо считались салонными куплетистами и выступали обычно во фраке. А. Франк исполнял куплеты нарочито серьезно, "со значением". Г. Красавин вел себя более раскованно, аккомпанируя себе на скрипке. Ц. Коррадо предпочитал импровизировать, поражая слушателей экспромтами. В цилиндре выходил на сцену и П. Самарин, рекомендовавшийся как "комик- аристократ".

Большим успехом пользовались исполнители так называемых "национальных" куплетов. М. Хуторской рекламировал себя как "бесконкурентного пародиста тифлисских кинто и восточных типов". "Турецкие" куплеты исполнял Федор Бояров. Он выходил в феске и, нарочито коверкая речь, невозмутимо представлялся:

"Я – Ахмет.
И мне дела нет.
Пью вино я кахетинский,
Чебурек давай..."

Особенно же славится Одесса "еврейскими" куплетами. На этом поприще подвизаются даже целые династии, например семейство Броунталь. Глава семьи, "старик" Броунталь, выступает сперва в дуэте с женой, затем со старшим сыном. Тот, женившись, создает дуэт "Таген" (Таня и Гена). Тогда отец привлекает двух других сыновей и возникает юмористическое трио "Папаша и сыночки Броунталь".

Активен в годы нэпа и Лев Зингерталь, некогда прославившийся своими антистолыпинскими куплетами, за что был удостоен редкостной чести попасть в одну из повестей своего земляка В. Катаева. Маленького роста, тщедушный, рано полысевший, Л. Зингерталь придумал создать дуэт с другим одесским куплетистом – Марком Добрыниным, высоким толстяком (150 кг веса). Они представляли борцов, выходили на сцену в трико и пели куплеты с рефреном: "Зачем я толстый? Зачем я тонкий?"

Популярность обрел и другой дуэт – А. Громов и В. Милич. Артисты в своих номерах часто использовали прием анкетирования, при этом на серьезные вопросы А. Громова В. Милич отвечал комически, невпопад. Аналогично строились "Куплеты с газетой": А. Громов в первых строках заявлял о событии, а В. Милич продолжал, используя рекламное объявление, что придавало куплету сатирическую окраску. Так, на приход к власти в Италии фашистской партии сатирики откликнулись такими куплетами:

А. Громов: "Муссолини заявил открыто, что теперь главней он, чем король..."

В. Милич: "Если завелись вдруг паразиты, покупайте мазь "Паразитоль"!"

Как ни удивительно, но антинэповский заряд несла и песня "Бублички" – одно из самых знаменитых произведений не только советской, но, пожалуй, и мировой эстрады (об истории ее возникновения наша газета недавно рассказывала).

Широкое развитие эстрады в Одессе 1920-х гг. давало возможность проявить себя многим молодым артистам.

Стремясь подработать, ставил и исполнял свои первые номера юный солист театра оперы и балета Павел Вирский. Особой известностью пользовался его "Танец французского матроса", в котором артист блистал непривычно высокой для эстрады техникой и балетмейстерской фантазией. В 1925 г. П. Вирский создал эстрадный коллектив, исполняя в нём функции художественного и финансового руководителя, а также ведущего солиста. Гастролируя с этим коллективом по югу Украины, он попутно знакомился с местным танцевальным фольклором, что впоследствии помогло ему при создании знаменитого украинского ансамбля танца, который сейчас носит его имя.

На крохотной сцене подвальчика на углу Екатерининской и Театрального переулка рождался театр миниатюр "Крот" ("Конгрегация рыцарей острого театра"). Его создал выпускник физико-математического факультета Новороссийского (Одесского) университета Виктор Типот. Он был мастером на все руки – руководителем, автором миниатюр и куплетов, постановщиком, актером и конферансье. Этот маленький театрик "дал прописку" в искусстве многим талантам: знаменитому филологу Лидии Гинзбург, поэтессе Вере Инбер, прославленной актрисе Рине Зеленой, лауреату Первого конкурса артистов эстрады певцу Аркадию Погодину, а сам В. Типот вошел в историю как создатель Московского Театра сатиры и соавтор либретто оперетт "Свадьба в Малиновке", "На берегу Амура", "Вольный ветер", "Девичий переполох" и др.

Характерной чертой одесской эстрады 1920-х гг. является постоянный экспорт талантов. В Москву, Ленинград, Харьков, Киев постепенно перебирается большинство самых одаренных артистов, как тех, кто начинал еще в дореволюционные годы (Л. Утесов, П. Муравский, А. Громов и В. Милич и др.), так и тех, чья звезда взошла уже в советские времена (П. Вирский, В. Типот, А. Погодин и др.). Однако, несмотря на это, в Одессе сосредоточено около 100 эстрадных номеров: 25 куплетистов, танцоры, чтецы, певцы и др. Между тем работы для них становится все меньше: кинотеатры отказываются от дивертисментов, рабочие клубы строже относятся к репертуару и качеству исполнения, в связи с чем обостряется конкуренция и падают гонорары. Если в 1925 г. программу из 5-6 номеров можно было "продать" за 60-70 руб., то буквально через год за 8-10 номеров дают уже не более 40-45 руб. Это побуждает Рабис (профсоюз работников искусств) провести "переквалификацию" артистов эстрады. В результате чего, как шутливо говорил впоследствии В. Коралли, в Одессе появилось много неплохих портных и парикмахеров.

Впрочем, в еще большей степени "переквалификация" была вызвана стремлением власти направить эстраду в идеологически "правильное" русло. Ликвидация нэпа фактически унифицирует направленность репертуара. И вряд ли случаен тот факт, что в 1930-х гг. одесская эстрада почти не рождает ярких исполнителей.

Александр ГАЛЯС.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.