Номер 17 (813), 05.05.2006

ВЕСНА УХОДИТ, ВЕСНА ВЕРНЁТСЯ

Праздники не могут длиться вечно. Закончился и праздник под названием фестиваль "ФРАНЦУЗСКАЯ ВЕСНА" в Украине. Его официальное закрытие, так же, как и открытие, состоялось на вернисаже.

Для закрытия была выбрана выставка фотографий Милы Нирши и Люка Шазо "Перекрёстки", экспонируемая в уютных залах Пушкинского музея.

С теми яркими событиями, которые были связаны с первой половиной "Весны", наши читатели могли познакомиться в 15-м номере "Порто-франко". Чем же нас радовали французы во второй половине фестиваля?

После шока, оставленного спектаклем "Макондо" труппы театра "Компания Premier Acte", оказалось совсем неплохо расслабиться на концерте трио "БАЕЗ" французского аккордеониста Жана-Франсуа БАЕЗА. Вместе с саксофонистом Жаном-Шарлем РИШАРОМ и контрабасистом Паскалем БЕРНОМ он составил трио, выступающее в разных жанрах. На сцене Одесской филармонии они в основном обращались к джазу, в свободной стихии которого музыканты черпают неограниченные возможности для самовыражения. Тех, кто ожидал услышать популярные французские шансоны в сопровождении традиционного аккордеона, ждало разочарование, но оно было с лихвой вознаграждено виртуозностью исполнения джазовых импровизаций. В числе произведений, написанных самим Баезом, прозвучала его композиция "НИКИТА", посвященная сыну Никите (Баез женат на украинке, с которой у него двое детей, как с гордостью сообщил публике сам музыкант). "Никита" – это первый диск музыканта, записанный им в 2005 году.

Затем состоялся фестиваль "Два дня и две ночи новой музыки" (см. "ПФ" № 16), в котором принял участие французский саксофонист Пьер Стефан Меже.

И наконец, 24 апреля на сцене Русского драматического театра прошло выступление труппы компании "Экарт", показавшей спектакль "Шин-Шила". Что такое "Шин-шила"? История создания спектакля проста. В 1963 году у маленького испанского села Шин-Шила сталкиваются лоб в лоб два локомотива. Гибнут люди, не сбываются чьи-то надежды, не встречаются влюбленные. История пересказана в символах, которые несут музыка и пластика движений (почти танца). В сочетании электронной музыки, шумовых эффектов и коротких диалогов четырех персонажей ощущается трагичность происходящего. В 70-е годы XX века зрителей переносят виртуальные декорации в виде обоев с геометрическим рисунком. Видео – это еще один персонаж спектакля, его автор и режиссер. Видео диктует не только антураж, но вводит дополнительные персонажи, стирает прошлое, рисует будущее. Впрочем, пересказать все эффекты невозможно. Расскажу лишь об одном эпизоде, вызвавшем гром аплодисментов. Танцуют две пары, парни уходят, девушки опускаются на пол. Но вот одна из них поднимается, и за ней видео рисует на полупрозрачном экране ее изображение. Несколько па, и изображение уплывает вверх, а за ним вверх так же плавно взмывает и девушка. Оказывается, зритель принимает за реальную девушку ее виртуальный образ...

Как всегда, большой удельный вес в фестивальной программе имело французское киноискусство. С фильмами, показанными в программе "Ночь короткого метра", наших читателей мы уже познакомили (см. "ПФ" № 15). Остается рассказать о программе фестиваля допремьерных фильмов, то есть кинокартин, премьера которых в прокате по Украине (и России) еще не состоялась, которая демонстрировалась в к/т "Маски".

Подборка кинолент представляла собой семь художественных фильмов достаточно широкого жанрового диапазона.

Надо признать, что диапазон оценок, которые бы лично я выставила отобранным лентам, тоже достаточно широк. Впрочем, если за критерий брать участие фильмов в фестивалях и награды, полученные ими, то и при таком подходе станет очевидна неравноценность картин.

По моему субъективному мнению, внимания заслуживают две ленты (с удовольствием отмечаю, что они будут в нашем прокате). Это фильмы "И сердце мое замерло" Жака Одиара и "Марок" Лайлы Марракши. О них стоит поговорить поподробнее. Но сначала по несколько слов об остальных картинах.

"Места в партере" (реж. Даниель Томпсон). Под крышей театрального кафе обретаются рефлексируюцие интеллигенты, в основном связанные с миром искусства. Их рефлексии и устремления тоже в значительной мере искусственны. Просто каждый хочет занять свое место в партере (под солнцем). Естественна только молодая провинциалка, приехавшая искать счастье в Париже.

Фильм интересен в основном актерскими работами. В нем к тому же играет небольшую роль знаменитая французская актриса Сюзан Флон, вскоре после съемок ушедшая из жизни в возрасте 87 лет. Фильм посвящен ее памяти.

"Равлики-павлики" (реж-ры Оливье Дюкастель и Жак Мартино). Рассказ о каникулах одной семейки, где каждый из персонажей, так же, как и круг их знакомых, сексуально озабочен по-своему. Авторы пытаются рассказывать о проблемах своих героев с долей иронии. И если говорить о их работе тоже иронично, то, перефразируя известную присказку "Не бывает много водки, а бывает мало закуски", хочется сказать: "В кино не бывает много секса, а бывает мало вкуса и искусства".

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.