Номер 34 (779), 01.09.2005

УМЕЛИ ВЕДЬ... 100 ЛЕТ НАЗАД

Офис рекламного агентства, 6 часов вечера. Разговор двух служащих:

— Привет!

— Привет!

— Ты чего такая уставшая?

— Я не уставшая, я думаю.

— Что, опять работой завалили?

— Да не то, чтоб завалили, просто креатива просят, а у меня с этим... сам знаешь – туго. Вот и парюсь.

— Ну так ты ничего не высидишь, лучше иди домой, отоспись, а завтра, глядишь – и идеи появятся.

— Ну, спасибо, я-то думала, ты поможешь. Да и кто меня отпустит?

— А действительно, кто же отпустит? Ведь уже 6 вечера, и все давно ушли.

— Что, серьёзно, а я и не заметила.

Да я вижу, ты спишь на ходу, давай собирайся, я через пару минут сам ухожу, могу и за тобой зайти.

Заходи, заходи, я сейчас, я быстренько, только ещё кое-что обдумаю...

А ведь действительно есть над чем подумать: шеф заказал рекламу, стилизованную под начало ХХ века. Ему, видите ли, выпендриться захотелось, а мне – работы невпроворот! Я, конечно, в архивах порылась и, оказывается, в те времена в Одессе было ничуть не меньше рекламы, ведь у нас всё-таки торговый город. И издания исключительно рекламные были: "Одесский листок" и "Южно-Русский альманах".

Какой полезный опыт! А наши специалисты должны были с нуля начинать: практику советской рекламы, с её серостью, унифицированностью всех товаров, уже нельзя было применить, западная же реклама часто совершенно не соотносилась с нашим менталитетом. Кроме того, одесская реклама начала века заимствовала достижения европейских мастеров: использовались французские, немецкие, итальянские шрифты, всевозможные рамки и (уже тогда!) появлялись цветные объявления! Ведь это было время модерна, когда пышность и витиеватость форм были везде – начиная от архитектуры, литературы, одежды и заканчивая книжным оформлением и шрифтами. Но новая власть посчитала пышность буржуазностью и с лёгкостью откинула это огромное наследие, а впоследствии многое из этого просто потеряла. На смену европейским шрифтам пришли новые, созданные для обучения народных масс, т.е. упрощённые донельзя.

Когда держишь перед собой рекламу начала ХХ века, то чувствуешь в ней традицию, вкус, колорит Одессы. Уже тогда в газетах печатались анекдоты, помещались карикатуры, давались советы. А маркетинговой хватке одесских редакторов можно только позавидовать: например, газета "Одесский листок" бесплатно рассылалась в отели, кафе, пароходы, на железную дорогу, и по праву считалась самой известной среди жителей города.

Вот интересно, если использовать те достижения, получится ли повторить такой успех?

...— Ты что спишь?.. Нельзя и на минутку отойти, как верные сотрудники норовят превратиться в спящих красавиц. А ну, подъём!

Анна СОКОЛОВСКАЯ, студентка ОНУ.