Номер 33 (726), 20.08.2004

Игорь ПОТОЦКИЙ

О, ПАРИЖ!

Повесть

(Продолжение. Начало в №№ 29-32.)

5

Серж Канторович вечно куда-то торопится. Я его провожаю, а он весь в рассуждениях о превосходстве Парижа перед другими городами мира. Фразы его сумбурны, но в них множество метафор, хоть Канторович и утверждает, что не любит цветастые речи. "Слова, – говорит он мне, – должны быть проще мазков по холсту".

Потом он стремительно меняет тему разговора, словно ему надоело озвучивать прописные истины. Ясно, что Париж – лучший город на земле, ведь только в столице Франции может одновременно открыться сто выставок, состояться тридцать театральных премьер, тысяча мужчин в один день найдет тысячу женщин, которые совсем скоро станут их женами. Все это понятно. А вот почему на его картине проступил глава демонов – Асмодей, он объяснить не может. Этот Асмодей нахально скалится и теперь у него картина не получится, а ведь он за нее получил аванс от одного богача, срок заказа неумолимо приближается, но Асмодею до этого нет никакого дела: он упорно не хочет покидать холст. "Я пробовал, – говорит мне Канторович, – наложить на него черную краску в несколько слоев, но на следующее утро он вновь на холсте и встречает меня своей коварной улыбкой, от которой внутри меня что-то переворачивается".

Я думаю, что Серж что-то недоговаривает. Скорее всего, он пишет картину по заказу, она его не вдохновляет, вот он и придумывает разные отговорки, чтобы увильнуть от работы. Я не хочу раскрывать ему мысли, мелькающие сейчас в моей голове. В конце концов иногда Канторович рисует демонов, ведь и они встречаются в реальной жизни, даже в Париже. Совсем недавно два таких демона прыснули мне в глаза из баллончиков слезоточивым газом; мир померк в моих глазах, их пронзила жуткая боль, а Ги, который в этот момент находился со мной, бросился за водой в ближайший магазинчик, заставил меня промыть глаза, а потом, когда ко мне вернулось зрение, я увидел его печальные глаза, сочувствующие мне, и сказал ему довольно браво: "Всякое случается даже в Париже". Вполне возможно, что Асмодей прокрался в мастерскую Сержа и облюбовал себе место на его последнем недописанном холсте.

У Канторовича привычка все доводы, за и против, повторять несколько раз. Он, будто кассир бистро, колдующий над дневной выручкой, подсчитывает свои предполагаемые убытки, если не окончит заказанную картину в срок. А потом начинает говорить о выручке, если он все-таки отдаст ее через несколько дней заказчику. Начинает вздыхать: "Этот заказчик – сущий Асмодей, поверь мне. Особенно меня донимает его цепкий и холодный взгляд. И его шляпа мне не нравится. И галстук на нем болтается, как маятник часов, а ведь ему не пятнадцать лет, а в четыре раза больше". Я спрашиваю: "Какого цвета у него глаза?" – "Вздорные глаза, – не задумываясь, отвечает Серж, – пустого и богатого человека".

И вновь тема нашей беседы круто меняется. Канторович не жалеет бранных слов для Асмодея. Но и своего заказчика он ругает, словно тот ему подсунул это чудовище. Но вот звучит более-менее приемлемое предложение: "Нам следует выпить бутылочку вина, но лучше без всякого повода. Согласен?"

Кто же откажется от такого предложения?

(Продолжение следует.)

Одесса, 2003 г.

Рисунок Николая ДРОННИКОВА (Париж).