Номер 48 (1342), 16.12.2016
Нынешняя Украина является одной из самых бедных стран Европы. И одной из самых энергозатратных. На единицу производимой продукции в нашей стране тратится в 5-7 раз больше энергии, чем в среднем по континентальной Европе.
Не менее энергозатратен и коммунальный сектор. Вот почему так важен для нашего государства передовой опыт ведущих стран мира по трансформации энергетической сферы.
Четвертый год работает в нашей стране Проект "Муниципальная энергетическая реформа в Украине". Его задачи - снижение выбросов парниковых газов и повышение энергетической безопасности Украины путем усовершенствования энергетической политики, роста энергоэффективности и привлечения инвестиций в энергетический сектор.
В сентябре с. г. Проект пришел в одесский регион. Новыми городами-партнерами стали Одесса, Балта, Белгород-Днестровский, Болград, Измаил, Рени, Черноморск и Южный. В областном центре Меморандум о взаимопонимании по партнерству в области повышения энергоэффективности и содействии в использовании источников чистой энергии подписали руководитель Проекта Диана Корсакайте и городской голова Геннадий Труханов. Согласно этому документу, эксперты Проекта будут предоставлять муниципалитету помощь в проведении энергоаудитов коммунальных систем и типовых зданий, подготовке и внедрении инвестиционных проектов для повышения энергетической эффективности и использования альтернативных источников энергии. Также будет оказана помощь во внедрении энергетического менеджмента и Плана действий устойчивого энергетического развития города.
НЕПОПУЛЯРНО, НО ПОЛЕЗНО
Эксперты Проекта Руслан Тормосов и Вадим Литвин предложили одесситам познакомиться с европейским подходом в данной сфере.
- Жители Украины, - утверждают специалисты, - всегда платили за топливо значительно более высокую цену, чем ту, которую они видели в платежках. Только сначала схема была такой: лишь небольшую часть необходимой суммы люди вносили самостоятельно, а остальное платило государство продавцам энергии за счет дотаций из госбюджета. Следует понимать, что Государственный бюджет тоже принадлежит народу. Получается, что государство, покрывая разницу в стоимости газа, брало эти средства именно из карманов налогоплательщиков.
Парадокс заключался в том, что за один и тот же газ в одной и той же трубе было 16 различных цен для различных потребителей, что создавало огромные возможности для незаконного обогащения олигархов. Для нужд населения и городских предприятий централизованного теплоснабжения использовали около 30 млрд м3, из них 10 млрд м3 Украина покупала за рубежом по цене выше, чем та, которую платило население. Правительство решилось на непопулярный шаг, подняв тарифы на газ и начав масштабную борьбу с коррупционными схемами на газовом рынке, заменив дотации российского газа адресной помощью населению.
Установление единого тарифа на газ, даже после расходов на субсидии, позволит сэкономить госбюджету в этом году более 80 млрд грн. Для преодоления коррупции на газовом рынке правительство уровняло в правах всех продавцов газа - как украинских, так и европейских. Сегодня мы покупаем топливо на европейском рынке, и его цена оказалась значительно ниже, чем та, которую годами навязывала нам Россия. Поэтому оптовая цена природного газа для Украины составляет 4942 грн за 1000 м3. По ней "Нафтогаз Украины" будет поставлять топливо облгазам, но его еще нужно доставить до потребителя. Поэтому к этой цене добавляются расходы на доставку внутренними трубопроводами, расходы на обслуживание счетчиков и формирования платежек, а также НДС. Как результат этого - предельный уровень розничных цен на природный газ составляет 6879 грн за 1000 м3. Такая цена позволяет не только полностью искоренить коррупционные риски, которые возникали при разных ценах на газ для населения, промышленности и ТКЭ, но и избежать дефицита "Нафтогаза", который в 2014 году составил более 108 млрд грн. Этот дефицит возникал в том, что "Нафтогаз" покупал импортированный газ дороже, а продавал его населению и производителям тепловой энергии по заниженной цене. Если бы правительство не изменило этой системы, то при нынешнем курсе доллара пришлось бы заплатить из Госбюджета уже 171 млрд грн для покрытия разницы между закупочной ценой и ценой реализации. Наличие двух цен на один товар всегда приводит к коррупционным схемам. Благодаря общей для всех рыночной цене на газ удается перекрыть схемы для лоббистов во власти, которые привыкли десятилетиями получать свою коррупционную газовую "ренту".
Больше всего злоупотреблений было связано с газом собственной добычи. При отсутствии надлежащего учета и наличии завышенных норм потребления приближенные к власти компании получали газ "за копейки", а перепродавали его по рыночной цене. Разница составляла десятки миллиардов гривен, которые были фактически украдены из карманов жителей страны. Низкая цена на газ собственной добычи привела к упадку этой отрасли. За 25 лет годовая добыча газа в Украине упала с 55 до 20 млрд кубометров. А низкая цена на газ для населения, в свою очередь, привела к завышенному его потреблению. Сейчас цену "Укргаздобычи" подняли до рыночной. 50 % дохода сразу направляется в Госбюджет как рентные платежи. Эти деньги, в частности, идут на выплату пенсий, жилищных субсидий, а также пойдут на разработку новых месторождений и закупку новых технологий. Именно за счет наращивания внутренней добычи Украина планирует перестать импортировать газ для населения уже к 2020 году.
НЕ ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ЭКОНОМИТЬ
Что касается тарифа на горячую воду и отопление, их формирует не правительство, а города - коммунальные и коммерческие компании - поставщики тепла и горячей воды, на основе расчетов, согласованных с органами местного самоуправления. Расчеты проведены Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энерго-политики и коммунальных услуг (НКРЕКП). Большая часть предприятий, генерирующих тепло и горячую воду, а также инженерные сети находятся в коммунальной собственности. Поэтому и тарифы на воду и тепло в регионах Украины, в отличие от цены на газ, существенно различаются. Все зависит от эффективности котельных систем в конкретном населенном пункте, состояния сетей и уровня потерь в них, а также от инвестиционной составляющей. Власти напрямую могут влиять на уровень эффективности котельных и потери в сетях и - соответственно - добиться снижения тарифов, модернизируя коммунальную инфраструктуру.
Как минимум, на своем уровне местные власти должны стимулировать установление средств учета и регулирования потребления. А это может уменьшить объем потребления почти вдвое. По подсчетам НКРЕКП и международных организаций, в коммунальных сетях потери тепла достигают 20-45 %, а воды - 70 %. Это и есть тот резерв, благодаря которому можно уменьшить тариф, если заняться модернизацией сетей. В Польше, скажем, потери в модернизированных в начале 2000-х годов сетях составляют 3-4 %.
Объем потребления тепла и воды зависит от состояния дома и поведения его жителей. Если власть несет ответственность за формирование пакета действий по модернизации генерации и сетей, то ответственность владельцев домов - это проведение мероприятий по их комплексной термомодернизации. По опыту украинских городов видно, что за счет термомодернизации объем потребления тепла в домах можно сократить до 70 %. На коммунальных платежах можно экономить от 40 % до 70 %. Для этого есть как минимум пять способов.
Утеплив дом, можно достичь экономии в оплате "комуналки" до 50 %.
На 15 % меньше платить, если заменить старые окна на энергоэффективные.
Счетчик тепла позволяет семье сэкономить 20 % семейного бюджета. Если установить еще и регулятор на радиатор, экономия будет более ощутимой.
Энергосберегающие лампочки и датчики движения в совокупности позволяют на 70 % меньше платить за электроэнергию.
А экономное использование воды, правильное пользование бытовыми приборами - еще одна возможность сэкономить семейный бюджет.
Люди имеют возможность утеплить дома, заменить старый газовый котел на более эффективный, установить счетчик на воду или отопление за счет государства - благодаря правительственной программе по энергоэффективности, которая в народе получила название "теплые кредиты". Также граждане могут получить частичную компенсацию на меры по энергоэффективности не только из Государственного бюджета, но из областных и городских программ.
ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ
- Люди должны думать, какие шаги они должны сделать сами, чтобы повысить энергоэффективность и таким образом платить меньше за потребленные услуги, - отмечает директор по вопросам коммуникации и связей с правительством Проекта USAID "Муниципальная энергетическая реформа в Украине" Вера Ильяш. - У нас ментальность такая: я не хозяин, пусть сделает государство. Наши исследования показывают, что более 50 % украинцев, даже те, которые живут в частном секторе, считают, что энергоэффективные мероприятия в их домах должны внедрять государство, ЖЭКи, бизнес-структуры, но не они сами. Поэтому сейчас стоит доносить до людей эту простую истину. Если они не начнут сами думать, как им сэкономить и какие меры по энергосбережению внедрить для того, чтобы повысить комфорт и температуру в своих жилищах, мы потеряем возможность двигаться к энергонезависимости. Нужно меньше использовать воды, извлекать приборы из розеток, чтобы не тратить электричество. Для кого-то будут актуальными такие простые и малозатратные мероприятия, как утепление дома, установка счетчиков.
- Энергоэффективность прежде всего начинается в головах, - подтверждает Вадим Литвин. - Первый шаг, который надо сделать, - это принять решение: будем экономить.
Дальше - проведение энергоаудита. И если сравнивать здание с человеком, то здесь есть очень много общего: когда холодно, человеку хочется больше есть, больше пить, больше двигаться для того, чтобы согреться. То же самое происходит, когда человек заболел. Начинать лечение без диагноза очень опасно. В лучшем случае вы просто выбросите зря деньги, в худшем - вам станет еще хуже. Так же будет со зданием. Если системно не подойти к повышению энергоэффективности, то рано или поздно это приведет к финансовым потерям. И, что самое главное, это может повредить здания. Энергоаудит позволит сформировать техническое задание для проектантов и строителей. Жители смогут проконтролировать изготовление проектно-сметной документации и проведение обследования здания на предмет их несущей способности; выдержит ли оно дополнительные нагрузки. При этом энергоаудит должен проводить независимый специалист или компания. После этого можно переходить к строительным работам. - И последний, пожалуй, самый важный пункт, это - постоянный контроль за эффективностью энергопотребления, - подчеркивает Вадим Литвин. - Этот процесс близок к тому, как родить ребенка - дальше за ним надо постоянно ухаживать. В целом, весь этот комплекс мер позволит уменьшить потребление тепла на 30-60 %. Энергоэффективным можно сделать практически любой дом. И слова: "Наш дом 50 лет назад построен и тут уже ничего не сделаешь", на самом деле, не соответствуют действительности. Энергоэффективность любого дома можно улучшить, причем не всегда это требует очень больших средств. Проектом энергоэффективности можно сразу убить двух зайцев - уменьшить платежки за комуслуги и повысить комфорт в помещении. Протекает крыша, плохие двери - довольно типичная ситуация, но лучше самих жителей ее исправить никто не может. Ведь если в частном доме течет крыша, то обычно никто не ждет, что кто-то должен прийти и отремонтировать. Человек начинает ремонтировать сам, чего не скажешь о жителях многоквартирных домов. Можно ждать, что кто-то придет и через 10 лет отремонтирует, а можно сделать все самому.
В то же время следует придерживаться и простых правил, чтобы сохранить тепло. Если у вас длинные шторы, то почти 20 % тепла уходит на обогрев стены, а не комнаты. Кроме того, доказано, что темно-коричневый цвет лучше отдает тепло.
Стоит отметить, что пример того, как повысить энергоэффективность, показала одесская школа-интернат № 97, где за счет установления твердотопливного котла на пелетах удалось сэкономить за год 209 тысяч гривен.
БОРОТЬСЯ НЕ С ТАРИФАМИ, А С БЕДНОСТЬЮ
Специалисты подчеркнули, что обществу пора меняться. И чем раньше мы это начнем делать, тем дешевле это будет стоить, уверены эксперты. И не нужно говорить, мол, нет денег, и мы ничего не можем сделать. На самом деле есть очень много средств, которые можно использовать. Это "теплые кредиты", которые компенсируют 40 %, местные программы, которые компенсируют еще 30 %. Кроме того, можно получить помощь государства - субсидию, если коммунальные расходы превышают в среднем 15 % ежемесячного совокупного дохода семьи. Субсидия безвозвратно назначается на 12 месяцев, а не на полгода, как было раньше. Она автоматически перечисляется на следующий срок уже без дополнительных заявлений. Основательные разъяснения по поводу оформления жилищно-коммунальных субсидий можно получить у специалистов правительственной горячей линии по номеру 15-45, которая работает бесплатно и круглосуточно со стационарных и мобильных телефонов.
Все предыдущие правительства боролись с тарифами, а нужно бороться с неэффективным потреблением и бедностью. Следует нарабатывать действенные решения, используя для этого подходы, десятилетиями действующие в ведущих европейских странах. Мировой опыт приведет к повышению энергетической безопасности Украины и более стабильной и комфортной жизни граждан.
Статью подготовили Александр ГАЛЯС и Инна ИЩУК
в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы"
при содействии Европейского Союза.
(Представительство ЕС в Украине -