Номер 44 (840), 10.11.2006
КОМПЕТЕНТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
В преддверии Международного Дня студентов члены нашей молодежной редакции встретились с известнейшим политиком, депутатом областного совета Сергеем Рафаиловичем Гриневецким
Кто для вас в детстве был примером для подражания?
Отец. Он не занимался нашим воспитанием в прямом смысле этого слова. Но сейчас я понимаю, насколько его подход к нам был правильным и деликатным. Он был занятой человек: рано утром уезжал, поздно вечером приезжал. Но из любой командировки привозил какую-то полезную вещь. Начиная от коньков, шахмат, конструкторов и заканчивая интересными книгами. С детства отец начал приучать нас к разгадыванию кроссвордов с помощью энциклопедии, что позволяло вчитываться в статьи и практиковать гимнастику ума. Когда он начинал разгадывать кроссворды, двухтомная энциклопедия расширялась до четырехтомной, потому что многое он дописывал сам. Может быть, поэтому на генном уровне я сам тоже увлекся энциклопедиями. По большому счету, "Черноморскую энциклопедию", презентация которой недавно проходила, я посвятил памяти отца.
Кем вы хотели стать в детстве?
Однозначно инженером. Это у нас по отцовской линии. Отец у меня известный инженер-механизатор, крупная фигура в инженерном деле.
Так что, ваше поступление в Одесский технологический институт холодильной промышленности было не случайным....
Свой выбор я сделал ещё в 9-м классе, когда мне в руки попал сборник задач по математике под редакцией профессора Потапова известнейшего советского математика, который преподавал как раз в этом институте. Получилось так, что когда я перешел в девятый класс, то во время летних каникул все мои друзья во дворе разъехались и не с кем было заняться привычными делами подростков: в футбол погонять, на мопедах покататься, на рыбалку съездить, в сад за яблоками, черешнями сбегать... Я пошел в книжный магазин, увидел вышеуказанный сборник и увлекся решением задач. Прочитал о криогенной технике, глубоком холоде, перспективах их развития, постарался, насколько это возможно в таком возрасте, понять, что такое холодильная техника. Мне хотелось познать новое теплофизику, термодинамику, кондиционирование воздуха... Это все были дисциплины XXI века. Потом я побывал в институте холодильной промышленности, мне очень понравилось. И ко всему прочему, в одной со мной команде по ручному мячу были студенты этого института довольно приличные ребята. А когда я выяснил, что в этом вузе еще и отличная гандбольная команда, сомнений не оставалось.
Но затем вы еще закончили Украинскую сельскохозяйственную академию...
Дело в том, что по распределению как инженер-технолог я попал в Райсельхозтехнику. Постепенно начал расти по линии производства: старший инженер-технолог, начальник пищеобменного пункта, заведующий ремонтными мастерскими, заместитель управляющего. И тут я почувствовал, что мне нужны более широкие знания. Мой покойный дед, в свое время работавший на первой Шевченковской МТС, сказал так: "Синку, якщо ти вже iнженер, то продовжуй цю стезю". И я закончил Украинскую сельскохозяйственную академию, чем очень доволен. Вообще, в своих вузах я не только получил крепкие знания, но и приобрёл массу друзей.
Сейчас вы с ними часто общаетесь?
Конечно! Каждые пять лет наш выпуск собирается в институте...
Я расскажу вам одну историю с предпоследней такой встречи. Предмет "Холодильные установки" преподавал у нас Борис Моисеевич Милкус известный профессор, доктор наук. Потрясающий преподаватель, он начинал лекцию с десятиминутного урока этики и эстетики, часто рассказывал нам о том, о чем мы никогда бы самостоятельно не узнали.
И вот в 1999 году мы собрались праздновать 20-летие окончания института. Естественно, Борис Моисеевич тоже был приглашен. Мы поговорили, повспоминали об институте, был фуршет. Вот Борис Моисеевич и говорит: "Сережа, я уже старенький, двадцать граммов коньячка пригубил, а больше не потяну, пусть меня отвезут домой". Я был тогда губернатором, дал ему свою машину и попросил водителя отвезти профессора. Вечером мне звонит Борис Моисеевич и говорит: "Сережа, я сел в машину, проехал, а все постовые мне отдавали честь. Ради этого стоило прожить такую большую жизнь!".
У вас были двойки в институте?
Более того, стоял вопрос о том, буду ли я вообще продолжать учиться!
В мае 1975 года профессор Л.Д. Суркис читал последнюю лекцию по курсу истории КПСС. На улице весна, за окном всё цветёт, Суркис читает лекцию, а я, вообще-то, дисциплинированный студент, не пропускающий ни одной лекции, сижу и аккуратненько разгадываю кроссворд в журнале "Смена". Подходит профессор, забирает у меня практически разгаданный кроссворд и говорит: "Молодой человек, покиньте, пожалуйста, аудиторию". Ну, я взял вещи и вышел. До конца лекции оставалось 15 минут.
Потом была сессия. Мы сдавали пять экзаменов. По четырем (физика, химия, математика, начертательная геометрия) у меня были все пятерки. Остался последний история КПСС. Я пришел, взял билет. Надо было принести конспекты первоисточников, то есть конспектировать В.И. Ленина, посещать все семинарские, практические занятия. Я везде был, везде отвечал, имел приличные оценки. Ну что там история партии! Сиди и рассказывай, что в газетах пишут!
Вытащил я билет. Как сейчас помню, мне попались темы "XIX съезд ВКП(б)", "Курская дуга" и третий, общий для всех билетов вопрос "Материалы XXIV съезда КПСС". Я ответил спокойно, совершенно уверенно. А Суркис на меня смотрит и говорит: "Молодой человек, вы троцкист. Неуд". Я вышел, конечно, немножко в шоке и пошел к декану. Декан спросил: "Ну что, неуд? Он сказал, что ты ему не сдашь. Он сказал это на заседании парткома. Понимаешь, Лев Давыдович секретарь парткома на факультете криогенной техники, а с твоим приходом наш факультет занял первое место по всем показателям. Ну и потом, молодой человек, вы разгадали тот кроссворд, который не мог разгадать профессор"! Я спрашиваю: "Можно сделать попытку с другой группой? Ведь если я не сдаю, меня отчисляют из института". Декан отвечает: "Да, иди завтра сдавай".
Иду сдавать с другой группой. Суркис говорит: "Вы готовы еще хуже, чем вчера", а после третьей попытки Суркис сказал: "Я вижу, вы такой настырный молодой человек, законспектируйте, пожалуйста, воспоминания и размышления маршала Жукова в объеме общей тетради". Я подумал, что это уже тема для разговора, пошло сближение и есть шанс. Оказывается, Л.Д. Суркис был личным адъютантом маршала Жукова и это был его конек: вот таких пижонов, как я, он испытывал конспектами маршала Жукова. В 10-м классе мой папа купил эти книги, и я с удовольствием прочитал их. Потому быстренько поехал в Раздельную, взял книги, тоненькую общую тетрадь с большими клетками. Нарисовал поля в пять сантиметров и, по большому счету, законспектировал только оглавление. Принес Суркису свою работу, а он говорит: "Так ты еще и талантливый!" Он достал толстую желтую общую тетрадь на 96 листов и сказал: "Я иду в отпуск, мы с тобой встречаемся в сентябре".
Дома я ничего не говорил. Мама думала, что я двинулся мозгами: сын обложился "Кратким курсом истории ВКП(б)" Сталина, "Историей КПСС" Пономарева, всеми материалами XXIV съезда, учил историю Великой Отечественной войны по книгам Малиновского, Рокоссовского, Конева. В августе меня вызвали в деканат и объявили, что Лев Давыдович приехал и готов со мной встретиться. Я пришел, а он заболел. Собралась комиссия из пяти человек. Я вытащил билет и сказал, что готов сразу отвечать. Ответил. Профессор Лубный говорит: "Молодой человек, вы, конечно, знаете на шесть, но больше трех мы вам поставить не можем..." Для меня это был самый счастливый день в моей жизни. Я получил "удовлетворительно", остался в институте, в команде (я занимался гандболом, играл за институтскую команду, за сборную Одессы, потом за Одесский СКА), получал стипендию, но самое главное получил огромный багаж знаний по истории партии, который остался по сей день. Потом я, как семечки щелкал политэкономию, марксистско-ленинскую философию и научный коммунизм, потому что все они основывались на истории партии.
И вот подошел пятый курс. Меня вызывает ректор и говорит: "Слушай, ты тянешь на красный диплом, но у тебя там одна тройка! Иди, пересдай". Я говорю: "К Суркису никогда!". Поэтому у меня так одна тройка в дипломе и осталась.
Проходит время. В 1986 году меня избирают первым секретарем Одесского обкома комсомола. По должности я входил в состав бюро обкома партии. А в это время Горбачев подписал указ, по которому все заведующие кафедрами политических наук переутверждаются на заседаниях бюро обкома партии в обязательном порядке. И товарищ Суркис идет на утверждение, а я уже член обкома партии. Поступает предложение утвердить Л.Д. Суркиса. Никаких вопросов у аудитории не возникает, но вдруг встаю я и говорю: "Можно?" Деда едва удар не схватил, когда он меня увидел! Я говорю: "Наверное, благодаря этому человеку я сейчас нахожусь на месте члена бюро обкома партии, потому что так качественно историю КПСС, а особенно историю Великой Отечественной войны, как в нашем институте, не преподавали нигде". Часов через пять я выхожу в коридор, ко мне подходит Лев Давыдович и говорит: "Сергей Рафаилович, и как же я далеко тогда смотрел!" Мы пошли, выпили по рюмочке коньяка и поговорили...
Прошло еще некоторое время. В 1998 году я стал народным депутатом Украины. Только началась первая неделя работы, ко мне подходит Григорий Михайлович Суркис и говорит: "Рафаилович, а ты Льва Давыдовича Суркиса знаешь?". Я говорю: "Еще бы, это мой учитель". А он отвечает: "Так это мой дядя. Он у меня сейчас в Киеве. Очень хотел бы с тобой отобедать". Мы заехали к нему. Дедушка уже сидел в качалке. Он ещё раз сказал: "Ну как всё-таки я далеко смотрел?!"
Сейчас популярно такое понятие как "забашлять преподу". А как было с этим во времена вашей юности?
О чем вы говорите! Понятия "зеленые" еще не было. Максимум, что мы могли принести, это цветы на экзамен, и то только для того, чтобы девочки могли списать со шпаргалок. Но это было выражением уважения.
А как вы знакомились с девушками, ухаживали за ними?
В институте я был очень занят: ежедневные тренировки, плюс учеба, плюс разъезды. Как-то, честно говоря, не до того было. Хотя я дружил с девушкой, которая жила в Раздельной, но это была только дружба. А женился я уже после института. С этой девушкой мы вместе учились, были знакомы с третьего класса. Но после школы она поступила в нархоз и наши пути на время разошлись. Встретились мы только на производстве. Она была уже замом главного бухгалтера, а я еще рядовым инженером. Как-то мне надо было срочно оформить доверенность. И я, неотесанный молодой инженер, заскакиваю и говорю: "Олька, давай быстренько оформи мне доверенность на базу в Одессу!" А она мне так строго отвечает: "Гриневецкий, выйдите за дверь. Во-первых, не Олька, а Ольга Андреевна. А во-вторых, войдите, как положено". Вот так потом и поженились.
Как вы считаете, что самое важное в студенческой жизни?
Я сравниваю свою студенческую жизнь и студенческую жизнь своей дочки. За четверть века ценности, конечно, изменились. Раньше это было получение качественных знаний, чтобы можно было гарантированно использовать их в работе. И это качество знаний отражалось на распределении: чем выше у тебя были баллы, тем больше была возможность выбора куда поехать работать. А сейчас, во времена независимой Украины, у нас значительно увеличилось количество студентов и учебных заведений, но резко снизилось качество знаний. Невостребованность специалистов с высшим образованием, невозможность с низким уровнем знаний устроиться на работу распространена на всей территории страны. Сейчас главное реформировать высшую школу. И то, что происходит с институтом сухопутных войск, это, может быть, и в извращенном виде, но начало такой реформы.
На данный момент главное в студенческой жизни это хрупкое существо студента, стремящегося выживать. Если есть богатые родители, то тогда идет развращение всеми привилегиями. Когда я был губернатором и жил на государственной даче в Санаторном переулке, то утром проходил на работу по Французскому бульвару мимо университета и видел, на каких автомобилях приезжают на учебу студенты, даже первокурсники. В мои времена у нас были только два человека с машинами: Саша Сорокалет олимпийский чемпион по волейболу, и я. Но мы заработали эти машины как призовые фонды.
Все это сводится к вашему вопросу о взятках: сегодня каждый четко знает, сколько стоит экзамен, зачет, курсовая. Отсюда и плохое качество знаний. Поэтому наша страна в технологическом плане отстает от передовых на 30-40 лет, и это становится угрозой национальной безопасности. За 15 лет в Украине не было сделано ни одного открытия.
Как вы относитесь к молодежи в политике?
Молодежь нужно вовлекать в политику. Без этого у нее нет никакой перспективы. Я писал об этом в своих дневниках двадцатилетней давности (кстати, опубликованных в "Порто- франко") и не отступаю от своих принципов. Молодежь сейчас вовсе не плохая, как это многие думают, просто нет государственной молодежной политики. А это как раз является проблемой любого общества, любой национальной идеи. Ведь прогресс может двигать только молодежь. Задача государства вкладывать деньги в молодые мозги. Тогда будут открытия, ноу-хау, интерес к науке. А сейчас аспирант получает всего 400 гривен.
Нет у нашего государства стратегии развития, без чего невозможно добиться политической, социальной, гражданской стабильности. Произошел раскол из-за отставания в технологическом плане, что создало проблемы во всех сферах. В обществе формируется агрессивная среда. Давайте посмотрим хотя бы на результаты парламентских выборов: электорат на три четверти протестный.
Что бы вы хотели пожелать молодым людям?
Прежде всего, не жить только сегодняшним днем, а смотреть немножко вперед. Понимать, что нам выпала судьба жить и работать в этом государстве, поэтому надо его строить, создавать национальную идею. Главное преодолеть страх, не бояться активнее входить в общественную и публичную жизнь, предлагать и реализовывать свои идеи.
Вопросы задавали Марта Баранова, Егор Левченко, Иван Мальцев, Дарья Семенченко, Ольга Терещенко, Анастасия Ульянова, Ирина Шива, Владислав Явный.
Публикацию подготовили Дарья СЕМЕНЧЕНКО и Ольга
ТЕРЕЩЕНКО.