Номер 41 (1530), 10.12.2020

ПОЛЬСКО-УКРАИНСКИЕ ДИАЛОГИ С МИРОВОЙ ПРЕМЬЕРОЙ

В Одесской филармонии прошел концерт "Польско-украинские музыкальные диалоги". Сочинения композиторов двух стран прозвучали в исполнении Национального Одесского филармонического оркестра под управлением дирижера Романа Реваковича и пианиста Михала Древновского.

Этот проект, который реализуется при поддержке Варшавского Института Адама Мицкевича, предполагает встречу польских и украинских исполнителей. Он является продолжением многолетних усилий варшавского Фонда Pro Musica Viva по созданию музыкальных взаимоотношений между Польшей и Украиной, в частности сотрудничества дирижера Романа Реваковича с украинскими музыкантами и коллективами.

Несколько слов о сочинениях, которые прозвучали в ходе концерта.

Около 60 лет назад Генрих Гурецкий (1933–2010) завершил "Три произведения в древнем стиле" для струнных. Интересно, что эта партитура стала его ответом на упрек директора Польского музыкального издательства Тадеуша Очлевского о том, что в произведениях этого автора якобы отсутствует даже намек на мелодию. Как признался впоследствии композитор, эта работа стала для него "окном в ренессанс, антидотом от авангарда".

Фигура Тадеуша Маерска (1888–1963) является знаковой для музыкальной культуры Львова, ибо он был одним из первых адептов додекафонной техники и эстетических принципов экспрессионизма в музыкальном искусстве региона. Однако композитор использовал далеко не все элементы додекафонии. Его фортепианный квинтет, который прозвучал в программе одесского концерта, написан в русле позднеромантических тенденций, но с ощутимым влиянием авангардных европейских течений начала ХХ века. В советское время композитор был обвинен в формализме и преследовался, что, однако, не повлияло на его эстетические принципы. Тадеуш Маерск родился и умер во Львове и в настоящее время является незаслуженно забытым. Возрождение его творческого наследия совпало с началом XXI века, большие усилия в этом прилагает польский пианист Михал Древновский, который солировал в ходе исполнения Квинтета.

Михал начал играть на фортепиано в возрасте 8 лет со своим отцом — известным пианистом Мареком Древновским. Закончив Музыкальную академию в Лодзи, он учился в консерватории в Женеве, участвовал в ряде мастер-классов с такими мастерами, как Наум Штаркман, Рудольф Керер и др. Выступал во многих странах Евросоюза. Одно из самых известных его выступлений — это участие как пианиста и актера в спектакле Национального театра в Варшаве "Шопен, его жизнь, его любовь, его музыка...", который поставил знаменитый режиссер Адам Ханушкевич.

"Гвоздем программы" стала мировая премьера произведения Александра Родина "После прочтения Лавкрафта" для струнных. Сочинение создано специально для одесского оркестра. Композитор и пианист Александр Родин — один из самых интересных украинских авторов. Переехав в начале 2000-х из Одессы в Киев, он вступил в Национальный Союз композиторов, но не смог толком вписаться в столичную композиторскую среду. Между тем Родин является лауреатом международных конкурсов композиторов (Франция, 2004, 2010), а также отмечен наградами театральных фестивалей за лучшую музыку к драматическим спектаклям.

В программе прозвучал также концерт № 1 для фортепиано и струнного оркестра главы украинского Союза композиторов Игоря Щербакова, который в этом году празднует свое 65-летие.

В финале концерта прозвучала "Синфониетта" для струнных выдающегося польского композитора, педагога и дважды лауреата премии "Грэмми" Кшиштофа Пендерецкого, который год назад побывал в нашем городе, где прошел его творческий вечер. Об этом выдающемся событии наша газета рассказывала в номере от 26 декабря 2019 г.