Номер 41 (1481), 31.10.2019

"ОДЕССА-АТЛАНТИДА"

Выставка акварели, графики и коллажей под таким названием работает в Одесском лингвистическом центре (Маразлиевская, 10). Автор представленных работ — Елена Сердюченко считает, что повышенный радиационный фон, сопровождавший ее с детства (художница родилась в Александрии Кировоградской области), способствует появлению неординарных способностей. Елене близки темы Космоса, тайн подсознания и звезд. Но на этот раз зрителям представлены поэтичные виды старой Одессы, словно прошитые маками — символом забвения.


— Таки-да, Одесса — Атлантида, и не потому что "тонет" (и это тоже, после любого дождя), но потому что становится и уже фактически стала призрачным городом, — комментирует экспозицию арт-критик Ута Кильтер. — Дома рушатся и исчезают, а одесситы, собравшись, могут лишь отдаваться воспоминаниям "что за дом там стоял". Такова реальность. Одессы как архитектурного ансамбля уже нет. О состоянии домов я не буду здесь говорить.

Здесь я буду говорить об уже призрачном городе нашем. К чему меня сподвигла выставка Елены Сердюченко. Работы художницы невелики по размеру, к тому же это — акварель. Тончайшая акварель, хорошего качества, да еще и точная. Там изображены дома, уголки бывшей Одессы, но под (якобы) водой... Рыбки плывут разные, цветастые, перистые, то есть уже подводное (плод нашего воображения, памяти) царство. В работах пани Сердюченко особого трагизма нет, он там отсутствует, но печаль по безвозвратно утраченному присутствует... Истинная Атлантида предстает перед нами, хотя акварели светлые. Трагизма действительно нету (он в душах наших! В том числе и художницы, ведь она по образованию — архитектор, и знает достоверно, что мы утратили). Сама выставка и ее 18 акварелей говорят о большем, поскольку некоторые из работ еще и коллажи, а в коллажах тех вырезки из газет, изданных до 1917 года. Достоинство выставки "Одесса-Атлантида" заключается еще и в самом месте ее проведения: Арт-гостиная Лингвистического центра, весьма приватное по настроению пространство, позволяющее высказать негромко, негромогласно то, что волнует тебя самого как художника, но будет услышано и увидено людьми, способными и услышать, и увидеть, и в данном случае и без того известном: "Одесса — уже приобрела статус новой Атлантиды".

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.