Номер 40 (836), 13.10.2006
ОТКЛИК
В статье А. Галяса "Красота на пользу, с пользой для красоты" ("ПФ" № 37) поднимается очень важный вопрос вторичного использования тары и упаковки. Красивая упаковка делает товар более привлекательным, гарантирует защиту изделия от вредных внешних воздействий. Но любое дело имеет две стороны. Так и тара с упаковкой после исполнения ими своего предназначения тут же становятся обузой, а их дальнейшее использование превращается в проблему, над решением которой уже не одно десятилетие бьется без преувеличения весь мир.
Ведь если не решить этот вопрос, человечество рискует в самом прямом смысле оказаться погребенным под Эверестом банок, канистр, пакетов и прочих отходов. Ведь современные материалы становятся все более прочными и все менее поддаются разложению. Так, если бумага в естественных условиях разлагается в течение 2-5 месяцев, веревка 3-14 месяцев, то сроки разложения полиэтиленовых пакетов составляют от 10 до 20 лет, стеклянной тары 1 млн (!) лет, а пластиковая тара и упаковка вообще не разлагается. Понятно, что при нынешних объемах использования тары и упаковки городские свалки очень скоро разрастутся в целые города. Значит, выход один максимальная утилизация отходов, тем более, что бумага, картон, стекло, древесина и т.п. представляют собою ценное вторичное сырье, которое может быть после переработки использовано для производства строительных материалов, товаров широкого потребления, да и той же тары-упаковки, только уже новой. Кстати, по нормативам Европейского Союза, должно перерабатываться от 25 до 40 % массы всех упаковочных отходов. У нас, к сожалению, всего 3-5 % отходов перерабатывается современными промышленными методами. Состояние же свалок (или как их именуют "культурнее" полигонов) таково, что ученые и санитарные службы прямо ставят вопрос о возможной экологической катастрофе.
Нельзя сказать, что эта проблема не осознается государственными органами. В 1998 г. был принят основополагающий Закон Украины "Об отходах", в 2001 г. не менее значимое Постановление Кабинета Министров № 915 "О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья" и ряд других документов, которые призваны упорядочить работу в данной сфере. Но, увы, после принятия необходимых законодательных актов никто не озаботился разработкой действенных механизмов их внедрения. И тут снова следует обратиться к опыту европейских стран, где эффективное использование тары, упаковки и других отходов обеспечивается некоммерческими структурами по примеру международной организации "Про Европа". Эта организация имеет генеральную лицензию на товарный знак "Зеленая точка" и выдает ее тем странам, в законодательстве которых закреплено положение об ответственности производителя или промышленного потребителя за сбор и переработку упаковки после использования. Эти производители и потребители обязаны или самостоятельно собрать и переработать упаковку после использования, или поручить организацию этого процесса специализированной некоммерческой организации. Следует отметить, что подобная организация должна быть именно некоммерческой, чтобы не возникало искушение увеличивать тарифы на переработку.
Во Франции действует модель CPSOZP, по которой организация Ekoambalage, которая получает от производителей упаковки определенные отчисления, заключает прямые договоры с отдельными городами. Городские власти, получая от Ekoambalage строго определенные суммы (например, 500 франков за 1 тонну утилизуемых отходов), имеют выбор: либо организовать сбор и утилизацию отходов самостоятельно, либо привлечь специализированные фирмы. В идеале такая система для городских властей может быть даже коммерчески выгодной.
Однако многое тут упирается в систему раздельного сбора и сортировки отходов, которая широко принята в развитых странах и никак не приживется у нас. Для внедрения этой системы, без чего описанные выше методы утилизации неэффективны, необходимы, разумеется, определенные вложения закупка специальных контейнеров, мусоровывозящей техники и т.п. Но главная проблема это все-таки человеческий фактор. Наши граждане пока еще не приучены к тому, что отходы разного назначения следует выбрасывать в разные контейнеры. Попытки установить отдельные контейнеры хотя бы для пищевых отходов пока что заканчивались неудачно. Потому процесс "приучивания" жителей к системе раздельного сбора отходов потребует больших пропагандистских усилий, а, следовательно, немалого вложения средств. Для начала было бы неплохо подготовить серию популярных брошюр (и в первую очередь для школьников) по проблемам раздельного сбора и сортировки отходов. Есть смысл воспользоваться опытом Российской Федерации, где несколько лет назад прошли общественные слушания проекта Федерального Закона "Об упаковке и упаковочных отходах", в результате которых было высказано немало полезных замечаний и предложений, учтенных законодателями.
Проблема, о которой идет речь, непроста. Ее решение потребует огромных усилий всех заинтересованных сторон начиная от законодателей и заканчивая потребителями. Однако конкретные шаги следует делать уже сейчас. В противном случае мы рискуем оказаться в ситуации, когда отходы начнут вытеснять людей с их мест обитания. С учетом нынешней демографической катастрофы этот процесс может начаться гораздо быстрее, чем предполагают даже самые отчаянные пессимисты.
Юрий ШЕНДЕРОВСКИЙ, председатель правления ОАО
"Черномополиграфметалл".