Номер 37 (833), 22.09.2006

ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА

КТО ЗАВОЮЕТ МОЛОДЕЖЬ

Помимо рассказа о "делах минувших дней", Сергей Рафаилович передал нашей газете дневниковые записи, которые он вел в 1987-1990 гг. Они отрывочны, поскольку велись на ходу, "в сплошной лихорадке буден". Но зато отчетливо видно, что беспокоило в пору "перестройки" тогдашних комсомольских лидеров. Самое же удивительное (а, может, и самое печальное) - это то, насколько многие из тогдашних мыслей сохраняют свою актуальность и по сей день.

Для удобства чтения фрагменты из дневниковых записей Сергея Гриневецкого мы сгруппировали по темам. Эти записи публикуются впервые.

О КОМСОМОЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Комсомольские органы, доверясь старшим, не видят, кто возглавляет комсомольскую работу. Делаем лидером того, кого бы не хотели и часто не воспринимаем.

Все время бьем по хвостам. Надо научиться упреждать многие процессы. Особенно в национальных отношениях.

Вопрос об историческом сознании (о прошлом). Мифами живет только слабый. Ложь - религия рабов.

Самый главный враг - имитация.

Многим недостает чувства собственного достоинства. Нам, комсомольским работникам, не хватает дерзости.

ОБ ЭКОНОМИКЕ

Госбюджет развратил нацию.

Всю экономику страны надо начинать с сельского хозяйства. Никто из руководства не озабочен эстетической и экологической стороной жизни села. Наука в АПК очень слабо реализует свой потенциал. Страдаем от того, что в науку идут "серые" люди.

Каковы же сдерживающие факторы на нынешнем этапе экономического развития?

1. Старение производственного аппарата. Срок службы оборудования у нас порядка 20 лет, а за рубежом - 7-8 лет. Секрет японского "чуда" - обновляют свой капитал каждый 4-6 лет. А в Одессе в машиностроении в год обновление капитала составляет 2,5 %.

2. Культура нашего народа. Требуется совершенно новый работник. Расхлябанность и пьянство несовместимы с перестройкой. Японец готовится к производству с 4 лет. В 6 идет в первый класс, а дальше - конкуренция между учениками. Мы подорвали престиж Учителя, тем самым подорвав качество школы, в т.ч. высшей, а это - истоки культуры. В школе решается, что будет дальше.

3. Социальная организация производства. Не готовим управленцев, в стране не существует системы работы с кадрами.

4. Отсутствие экономической свободы у потребителя (у нас все оценивается начальством).

Хорошую экономику можно сравнить с парусником. Ветер - заинтересованность, руль - управление. Так вот, у нас громадный руль, но без ветра.

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Недостает у журналистов способности к анализу, много верхоглядства; не хватает ответственности, не знают, о чем пишут.

Пресса прошлась критическим буреломом по стране. 95 % - это правда, от нее стало легче и лучше обществу. Но кто-то сказал: дайте мне любое четверостишье, и я подведу поэта под эшафот - это к остальным 5 % относится.

Газета - вторичное явление, а жизнь - первична. Конечно, печать не может быть гладенькой, комплиментарной. Благодушие - наркотик, приведший нас к застою.

О НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Вопрос о национализме. Где-то промахнулись. В ушах был успокаивающий шелест. Упустили зоны, закрытые для критики. Примазался национальный нигилизм. Не сделали разграничений между национальным и националистическим.

Больше 45 % жителей области - некоренной национальности (в УССР - 26,4 %). В области 30 % межнациональных браков против 17% по стране. Только 80 % жителей считают родным язык своей национальности (по стране 93,1 %). В области 862 дневные школы. Из них в 454 - обучение на украинском языке, в 26 - на украинском и русском, в 14 - на молдавском, в 5 - на молдавском и русском.

О РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Пора освобождаться от взглядов на молодежь как на объект воспитания. Подтягивать молодежь не поучениями, а работой.

Молодежь - это будущее, и кто этого не понимает, кто не доверяет ей, должен уйти с дороги перестройки. Не надо повторять грехов старших товарищей.

Закон о молодежи. Какова его необходимость?

1. Права и свободы, декларированные в законах СССР, во многих случаях сформулированы слишком общо, не всегда обеспечены реальными гарантиями. Проблема не в том, сколько и чего дать молодежи, а как обеспечить ей возможность реализовать свой гражданский и личностный потенциал.

2. Одно из "белых пятен" советского законодательства - создание и деятельность молодежных организаций. Даже права комсомола не закреплены юридически.

3. Предлагается ввести правовой механизм, который бы защитил молодого специалиста. Расширить возможности молодой семьи по материальному обеспечению, жилищной проблеме, воспитанию детей.

4. Важно, чтобы закон был написан толковым, ясным языком, и стал справочником, надежным помощником для молодого человека в решении его проблем.

Закон о молодежи сразу проблемы не решит - нужно изменить сознание и мышление молодежи.

ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ШКОЛЕ, УЧИТЕЛЯХ

Школа - первое революционное дело. Образование должно стать непрерывным - это социальная задача. Мы должны иметь общество счастливых.

1. Желание (понимать).

2. Умение (минимум знаний).

3. Преодоление страха (психологическое).

Надо создать культ знаний. Все начинается с детсада и со школы. Посмотрите, кто у нас работает в детсадах и как работает.

Обязательное всеобщее среднее образование привело к тому, что ушла ответственность личности и семьи, а учителя заставили заниматься приписками. Но отступать не хочется. И все же надо разобраться, что такое среднее образование? Надо пересмотреть среднее образование для рабочего и среднее образование для поступающего в вуз.

Объем знаний в средней школе очень велик и методически плохо спланирован. Ученики не усваивают программу. Школьник ловчит, начинает выкручиваться, а это ущерб нравственной стороне.

47 % детей приходят в первый класс как "группа риска", т.е. из него можно вырастить здорового, если бережно вести, а можно вырастить идиота. Надо разгрузить программы, и здесь должен помочь здравый смысл. Для учителей считается врагом №  1 - недисциплинированный ученик, а это, как часто оказывается, самые умные и талантливые. Ребенку надо дать то, что ему нравится.

Кто завоюет молодежь - тот завоюет общество. А завоевать молодежь без учительства - невозможно..

Материалы подготовил Александр ГАЛЯС.

На фото:на пленуме ЦК ЛКСМУ (1984 г.);
с секретарем ЦК ЛКСМУ Ольгой Яцыной (1987).