Номер 36 (832), 15.09.2006
ОТКЛИКИ
Продолжаем дискуссию о взаимоотношениях власти и общественных организаций (см. статьи А. Галяса (№ 33) и И. Каминника (№ 35).
ЧЕГО У ТЕБЯ МНОГО, А У ГОСУДАРСТВА МАЛО?
Государственные структуры и общественные организации антагонисты внешне и по формам деятельности по умолчанию. Глубже же идет сплошное сходство или, по крайней мере, совместимость по принципу дополнительности.
В свое время Михаил Кордонский, который одним из первых в Одессе счастливо совмещал статус мелкого чиновника районо и лидера общественной организации, научил нас принципиально другому подходу к оценке ресурсов по принципу, который всегда был принят на радиобазаре: не "есть ли у вас то-то и то-то", а с точностью до наоборот: "чего у тебя много?" Удивительный принцип сразу многое становится на свои места. Итак: у общественных организаций (НКО), как правило, много человеческих ресурсов "ума", "рук-ног", знаний и опыта. Государство же хранитель традиций и большой собственник (помещения, материальные ресурсы и т.д.). Государство статично, НКО подвижны. Госструктуры исповедуют отстоявшееся, утвержденное и общепринятое. Общественники (они же неформалы) более вольны и во взглядах, т. е. в мыслях, и в движениях, т. е. в перемещениях.
Начнем приводить конкретные примеры.
Первый в Одессе общественный приют был создан сперва "под печать" московского Фонда социальных изобретений (тогда еще был жив Союз), а потом "пригрелся" под крылом Жовтневого районо. Все просто: куда было деться от талантливых сотрудников? Так что пальма первенства целого ряда проектов по беспризорникам среди государственных организаций и учреждений принадлежит бывшему Жовтневому Дому пионеров и школьников, нынче Центру детского и юношеского творчества "Самоцвет" Приморского района.
Другой яркий пример по нашей теме уже на уровне страны это официальная передача полномочий министерством здравоохранения по вопросам ВИЧ-СПИД коалиции общественных организаций. Общественные организации Украины ряд лет развивались и набирались передового опыта под патронатом и за деньги Международной организации "Врачи без границ". В конце 2005 г. "Врачи без границ" ушли, оставив технологии и кадры. Нам бы подобный опыт и в других областях! (Жаль, нет "Педагогов без границ").
Или, скажем, есть грант Президента. К нему был неплохо добавить серию грантов губернатора, мэра, председателей советов разных уровней. Гранты эти должны быть демократичными, открытыми, внятными и доступными тем самым головам, рукам, мозгам, энергии по принципу: "Чего у тебя много?"
Многие мои друзья-неформалы за годы, как говорится, "вышли в начальники" из общественников стали сотрудниками министерств, т.е. чиновниками не последнего ранга. Вот и мыслю себе: сумеют ли они прорваться через множество бумаг и согласований, инструкций и совещаний, или больше потеряют, чем приобретут? Сумеют ли они спросить старых и новых волонтеров: "Чего у тебя много?"
Раиса КРАЕВА, социальный педагог.
ДА МИНЕТ ВАС ЧАША СИЯ
Уважаемая редакция!
Я в интернете обнаружил, что Ваша газета ведет дискуссию на очень важную для развития нашего общества тему. Хочу обратить Ваше внимание на интересную статью известного российского исследователя Симона Кордонского, в которой он анализирует опасности чрезмерного влияния власти на гражданское общество. Вот несколько фрагментов этой статьи.
"Строительства государства у нас в стране чаще всего сопровождаются борьбой с гражданским обществом... Государство не может интерпретировать гражданскую активность людей как адекватную своим задачам. Граждане, в свою очередь, интерпретируют активность государства как репрессии, направленные на то, чтобы ограничить их в достижении своих целей, загнать их общественно-гражданскую активность в предписанные государством рамки.
Постоянная государственная забота о благе народа не позволяет людям жить так, как они хотят, как привыкли жить при предыдущих правителях, научившись методом проб и ошибок нейтрализовать благие намерения очередного поколения реформаторов. В результате граждане не очень довольны властью-государством, а государство недовольно людьми, которые занимаются "черт знает чем", коррумпируя чиновников, а не выполняют очередную программу переустройства всего и вся.
Можно сказать, что государство и гражданское общество пересекаются в области, описываемой Уголовным кодексом, так как практически любую гражданскую активность можно при желании следователей интерпретировать как нарушение законов и превратить в эпизод уголовного дела. Навыками конструирования уголовных дел из произвольных фрагментов нашего российского бытия оперативники и следователи силовых структур овладевают в профессионально младенческом возрасте. Ведь в самом обычном и повседневном взаимодействии гражданина и нашего государства можно изыскать состав преступления: по указанию начальства или просто для улучшения отчетности...
Такие отношения между гражданским обществом и государством делают крайне проблематичным существование собственных организаций гражданского общества. Когда государство ослаблено после провала очередной перестройки или ускорения, возникает множество разного рода имитационных организаций, в основном на импортные деньги. Когда государство укрепляется, оно предпринимает усилия по ограничению деятельности таких организаций, а в пределе для их ликвидации. Ведь деятельность этих организаций в том случае, если их возникновение не инспирировано государством расценивается чиновниками как потенциально противоправная и антигосударственная... Так что организациям этого общества просто нет места в нашем сегодняшнем мироустройстве, особенно на этапе укрепления государства".
Надеюсь, что Украину минет "чаша сия". Удачи Вами и успехов!
Ростислав ФЕДОСОВ, российский правозащитник.