Номер 35 (1031), 10.09.2010
Алексей Васильевич Морозов - безаварийный капитан, изобретатель, неутомимый борец за справедливость и совершенствование методов мореплавания, предвосхитивший будущее на несколько десятков лет. 50 лет назад им был разработан метод безаварийного вождения судов, не снижая скорости в экстремальных условиях, - приоритет Украины, который может вывести страну в передовые морские державы. Однако чиновники Минморфлота пытались присвоить себе его заслуги, получая высшие награды. Но достижения Морозова, его классические проводки кораблей через Босфор в тумане без турецкого лоцмана, в одну навигацию два рейса в Арктику, многочисленные публикации, научные работы говорят за себя. Алексей Васильевич продолжает бороться за внедрение программы обучения моряков безаварийному вождению, несмотря на препятствия чиновничьего беспредела.
Развивать у судоводителей пространственное воображение
Радиолокационные станции (РЛС) появились в годы Второй мировой войны на кораблях военно-морских сил Великобритании и США для обнаружения противника и в случаях, когда корабли следовали в тумане. При этом резко замедлялся ход кораблей. После войны РЛС стали устанавливать на торговых судах. Но использование радиолокации не снижало количества аварий, появились даже так называемые радиолокационные столкновения. Нужна была специальная программа обучения, которую разработал, усовершенствовал и доказал ее действенность на практике безаварийный капитан Алексей Васильевич Морозов. И если бы она была вовремя внедрена, обучены судоводители, не было бы столько трагедий на море, как "Нахимов", "Лермонтов", "Нафтогаз" и другие. Несмотря на то, что все капитаны и старшие помощники уже прошли обучение на радиолокационных тренажерах, эффективность обучения и отдача курса еще не достаточны. Это подтверждается столкновениями судов, связанных с упущениями в радиолокационном наблюдении. Некоторые судоводители хорошо решают задачи на планшете, а пространственного воображения и четкого понимания происходящего в действительности не имеют, из- за чего не могут своевременно оценить складывающуюся обстановку. В свою очередь приоритет Украины в области исключения аварийности на флоте с помощью РЛС в любых экстремальных условиях при сохранении заданной скорости судна является важным условием для сохранения графика доставки грузов в век развития контейнерной системы перевозок.
- Суть теории заключается в том, что с помощью РЛС можно своевременно оценить обстановку вокруг судна и заранее предусмотреть расхождение вне зоны слышимости звуковых сигналов в тумане не только при обнаружении встречных или идущих на пересечку судов, но и при любых препятствиях, - рассказывает Алексей Васильевич. - Ключевой формулой теории является развитие у судоводителей пространственного воображения. Капитан видит по вспышкам на экране встречные суда, но не может решать маневренные задачи. Суть тренировок штурманов на судах под моим командованием заключалась в том, что они визуально оценивали в ясную погоду показания РЛС с реальной ситуацией. А затем предлагали пути решения по расхождению капитану. Таким образом, выявлялись характерные закономерности расположения вспышек на экране относительно нашего судна, соответствующие реальной ситуации. Научившись правильно оценивать показания РЛС в сравнении с реальной ситуацией вокруг судна в ясную погоду, штурман мог мысленно решать подобные задачи и в условиях плохой видимости. При этом разбирались схемы и чертежи, отражающие эти закономерности. Преследовались цели: научить пространственно мыслить и четко понимать закономерности восстановления истинного движения встречного судна, которое мы на экране не видим, хотя и наблюдаем постоянно отбиваемую линию следов послесвечения, оставленную вспышками. Подобные систематические тренировки вырабатывают у судоводителя не только практические навыки, но и стабилизируют нервную систему. По мере овладения ситуацией исчезают неуверенность, главная внутренняя пружина страха, которая является причиной всех бед людей, находящихся в экстремальных ситуациях в режиме дефицита времени.
Экипаж должен хорошо отдохнуть перед совершением рейса
Кроме того, следует уделить внимание конструкции мостика, рулевой и штурманской рубок с системой эффективного обмена информацией между членами группы при скоростном методе вождения в тумане по РЛС. А также важно создание на судне групп обеспечения безопасности из специально подготовленных членов экипажа. С этой группой систематически проводились тренировочные авралы, было разработано расписание по взаимодействию между ее членами. Непременной составляющей программы безопасности должно стать создание системы психологической разгрузки. Это и сооружение мини-футбольного поля и волейбольной площадки, выделение помещений для отдыха с теле- и видеоаппаратурой.
- В какой бы порт мы ни приходили, я всегда устраивал культурные мероприятия для экипажа, чтобы они смогли восстановить свои физические и моральные силы, - отметил Алексей Васильевич. - И нам всегда шли навстречу. В иностранных портах все проблемы решались намного быстрее и толковее. У нас же эти проблемы решаются со скрипом и осложнениями для капитана.
Как-то после штормового перехода из Гамбурга на Канаду под погрузку зерна наш танкер "Лубны" прибыл в порт Бе-Комо в субботу вечером. Целое воскресенье нам нужно было ждать на судне, пока нам откроют границу. По радио я связался с канадскими властями и объяснил, что мы долго не были на берегу. Нам разрешили спустить бот и провести выходной в лесу. Это был лучший отдых для моряков после тяжелого рейса.
Заходя в порт, мы посещали театры, музеи, ездили за город, устраивали волейбольные и футбольные матчи. У нас был такой замечательный случай, когда мы прибыли в Рангун (Бирма) и решили сыграть с футбольной командой Советского посольства. Она тогда считалась непобедимой, обыгрывала не только команды всех посольств, но и высших заведений Бирмы. Договорились, что за нашей футбольной командой приедет автобус из посольства СССР. Мы подготовились, ждем, а его все нет. Ну что ж, разозлились, и поехали сами. Нас, конечно, в расчет не ставили. Что, мол, команда с танкера, куда им до них. Но в первом тайме мы их обыграли. Тогда на поле вышел сам тренер их команды. Но выигрыш все равно остался за нами. На следующее утро все городские газеты разнесли новость о победе команды танкера "Пенза". А все объяснялось просто. Наша команда была хорошо натренирована. На судне были сооружены мини-площадки для игры в футбол и волейбол, плавательный бассейн, турник, кольца и другое. Я исходил из того, что скука в рейсах, возникающая из-за однотонности, однообразия, является основной причиной бед, ведущих к аварийным предпосылкам. С этим надо было бороться системой целого комплекса по развитию культурного разнообразия при нахождении в портах.
Безаварийности можно добиться
Скоростной безаварийный метод Морозова восприняли почти все капитаны-танкеристы, выступив в его поддержку и выдвижении на самую высокую премию, - Н. В. Фоменко, Б. П. Осташевский, А. А. Рукин, М. А. Ригерман, В. П. Панарилов и другие. Результаты безаварийности своего метода капитан Морозов демонстрировал на своем примере.
- Я постоянно готовил себя к экстремальным ситуациям, - говорит Алексей Васильевич. - Надо всегда знать, что может случиться и быть готовым к этому. И надеяться только на себя. Никакой компьютер не застрахует тебя от аварии. Это уже показала катастрофа с теплоходом "Адмирал Нахимов". Капитан доверился компьютеру и ждал его команд, а сам бездействовал. Мы следовали в Новороссийский порт, когда с гор сорвалась так называемая бора - ураганный ветер, достигающий силы 12 баллов. Я получил указание диспетчера делать разворот на 180 градусов и уходить в море. Но я знал, что суда, которые разворачивались, были выброшены на берег. В нашей безаварийной школе был разработан метод безаварийной швартовки в условиях урагана. Все это было не раз мысленно проиграно не только капитаном, но и на занятиях с экипажем. Однако наши оппоненты из аппарата ЧМП, несмотря на блестящие результаты использованного метода, пытались это представить как лихачество, а не один из приемов исключения аварийности в экстремальных условиях.
Я бы хотел провести аналогию с аварией аэробуса "А-320" в Сочи, произошедшей 3 мая 2006 года при штормовой погоде. Командир аэробуса выполнил указание диспетчера и сделал отворот от направления на посадочную полосу вправо с выходом в море. Погибли 113 человек. Неправильные указания диспетчера привели к катастрофе, которую можно было предупредить, пользуясь разработанным методом безаварийности.
Однако методы Морозова научными изысканиями не признавались в течение долгих лет. Дорога в науку была для него закрыта плотным занавесом. Как говорили западные коллеги, он опередил свое время. Изобретения Морозова требовали пересмотра всей системы мореплавания. Говорил ли он о переходе на контейнерные перевозки, которые сэкономят время и увеличат прибыли (к чему уже постепенно пришли сегодня). Или предлагал установить в Одесской нефтегавани радиолокатор для безопасного прохождения судов в тумане (который со временем все же установили), самолично показав свой метод на практике. И даже сейчас, несмотря, на то, что наука прошла большой путь за это время, его достижения продолжают быть актуальными и лежат в основе последующего развития и практики судовождения и контейнеризации.
Виктор Янукович, заступая на пост президента, сказал:
- Я сделаю все, чтобы хотя бы одно учебное заведение вывести на уровень мировых достижений.
Так вот именно благодаря Морозову морская академия может стать таким вузом, обладающим открытием мирового уровня. Нужно только разработать и широко внедрить программу обучения, которая сократит аварийность на всем транспорте: морском, автомобильном, железнодорожном. Еще в 70-х годах XIX века Международная лига судовладельцев ("Наука и жизнь", № 10, 1974 год) пообещала отлить памятник из чистого золота тому, кто предложит надежный способ защиты судов от морских аварий. И этот способ был найден в Украине. Всю свою жизнь Алексей Васильевич посвятил апробированию и доказательству своего метода, ставшего приоритетом Украины на море. Капитан расходился с тайфунами, ледовыми полями в Антарктике, пришвартовывался в открытом море в шторм, проходил в туманах и экстремальных условиях. Тем самым выполнил все требования международной лиги судовладельцев. Приоритет (метод быстрого судовождения судов в экстремальных ситуациях с помощью РЛС) был признан Украинской академией оригинальных идей еще в 1997 году, Академией наук СССР. Теперь очередь за официальным признанием открытия Украиной и широким внедрением программы в системе вузов. Именно этот курс позволит обучить моряков эффективному судовождению, коренным образом изменит обеспечение безопасности мореплавания и даст огромный экономический выигрыш в развитии морских перевозок Украины.
Патриотизм превыше всего
Еще одно новшество уже 40 лет предлагает Алексей Васильевич Одессе - возведение мостиков, которые соединят Приморский бульвар с морвокзалом и дадут возможность туристам и одесситам быстро попадать в центр города и к судам, полюбоваться красотой зданий, Потемкинской лестницей на смотровых площадках, отдохнуть на скамеечках. Проект разработан, одобрен одесскими архитекторами. Но воз и ныне там.
В папках Морозова еще сотни изобретений. В любой сфере он готов усовершенствовать, облегчать жизнь людей. Но ценят такой подход везде, в других странах Европы, в Японии, но не в Украине. Например, когда Алексей Васильевич принимал танкер "Лубны" на судостроительном заводе "Мицубиси" в порту Хиросима, где был председателем государственной комиссии, он за короткий промежуток времени сумел внедрить в жизнь несколько полезных предложений. Понизил температуру на камбузе за счет прокладки изоляционного кабеля. Установил флюгер с подсветкой на видимом для штурмана и капитана месте. Перенес аварийную кнопку для экстренной остановки электронасосов грузовой системы танкера в доступное место на палубе, чтобы не спускаться к насосам в помповое отделение. Все усовершенствования не укажешь в одной статье, их было много. Поэтому японцы увидели в капитане Морозове творческого человека.
Японцы и представители других стран не раз предлагали капитану Морозову остаться у них. Недавно поступило предложение из Новороссийска. Но Морозов никогда не был склонен оставить свою Родину - Украину, где его научили водить корабли и благодаря чему он поднялся на капитанский мостик.
Его дважды выдвигали на Ленинскую премию, на звание Героя Украины, но противники находили уловки и срывали вручение заслуженной награды. Но ни чиновничий беспредел, ни пять исключений из партии, ни заточение в психушку на три года не сломили бесстрашного капитана. Несмотря на все трудности, капитан Морозов и его сподвижники продолжают отстаивать свою правду. В Одессе создан благотворительный фонд имени капитана А. В. Морозова, который продолжает бороться за то, чтобы открытие Морозова стало достоянием всей страны. Капитанами подготовлен документ-просьба на присвоение Морозову Нобелевской премии за его изобретение.
- Пережить все то, что выпало на мою долю, помогла мне не только моя готовность к трудностям, - признался Алексей Васильевич, - 30 с лишнем лет рядом со мной была моя жена Нина Васильевна, врач-физиолог, кандидат медицинских наук, которая поддерживала меня во всех моих перипетиях и продолжает вместе со мной отстаивать дело всей жизни.
Редакция газеты "Порто-франко" желает капитану Алексею Васильевичу Морозову добиться звания Героя Украины.
Инна ИЩУК.