Номер 35 (882), 21.09.2007
Знаменитый критик Лев Аннинский парадоксально утверждает, что одна из проблем русской литературы - в ее богатстве. "Писатели такого уровня, как Лесков или Писемский, - считает он, - в любой центральноевропейской стране были бы национальной гордостью". В России же при наличии таких титанов, как Толстой, Достоевский или Чехов, они скромно входят во "второй ряд".
Одесская история - явление аналогичное. Никому не нужно представлять Ойстраха или Гилельса, Бабеля или Утесова. Но многим ли, даже старым, одесситам известно, что в нашем городе родились Леонид Трауберг и Марк Донской - режиссеры, которые во всех киноэнциклопедиях называются классиками? Что из Одессы вышли выдающиеся театральные актеры - ведущий трагик великого МХАТа Леонид Леонидов и Дарья Зеркалова - непревзойденная исполнительница роли Элизы Дулиттл в "Пигмалионе" Б. Шоу? Наш город - родина создателя жанра художественного чтения Александра Закушняка, крупнейших литературоведов Ольги Фрейденберг и Лидии Гинзбург, сценографов с мировой славой Давида Боровского и Олега Шейнциса, и т.д. и т.п. - список можно продолжать почти до бесконечности...
Возможно, это уникальное богатство выдающихся земляков и делает нас столь расточительными в сохранении памяти о них. И дело не в памятниках или мемориальных музеях, хотя вместо бессмысленной композиции "Похищение Европы" на 8-й станции Фонтана можно было бы придумать и создать нечто более актуальное для Одессы. Речь идет об элементарном, о том, что не требует особых затрат - о юбилеях. О том, как в городе вспоминают или, сказать точнее, как НЕ вспоминают о памятных датах многих наших славных земляков.
Далеко за примерами ходить не надо.
В январе только наша газета вспомнила о столетии кинодраматурга Константина Исаева, одного из сценаристов таких неувядаемых бестселлеров, как "Подвиг разведчика" и "Верные друзья". По очень приблизительным (и сильно заниженным) данным, картины, снятые по сценариям К. Исаева, собрали более 250 млн. зрителей. И это при том, что в Советском Союзе учитывалась только посещаемость первого года демонстрации фильма. Если же учесть, сколько раз эти картины демонстрировались по телевидению, то можно смело говорить о миллиарде зрителей.
В этом отношении вряд ли многим уступает К. Исаеву другой сценарист одесского происхождения - Евгений Помещиков. Он много лет сотрудничал с Иваном Пырьевым, создавая такие кинобоевики, как "Богатая невеста", "Трактористы" и др. Этот юбилей тоже никак не был отмечен в родном городе, хотя тут имеются киностудия и даже организация Союза кинематографистов.
Впрочем, театральная общественность в этом смысле ничуть не лучше кинематографической.
Скажем, в феврале можно было отметить сразу два столетних юбилея известных театральных мастеров - актера Аркадия Аркадьева и режиссера Владимира Галицкого.
А. Аркадьев - один из немногих актеров-одесситов, удостоенных звания "Народный артист СССР". Большую часть своей творческой жизни он провел в театре Советской Армии, который после войны базировался в Одессе, а потом был переведен во Львов, совершив "обмен" с местной опереттой. По признанию коллег, это был артист редкой красоты и мощи. Михаил Резникович, главный режиссер киевского театра им. Леси Украинки, считает, что в роли Вожака ("Оптимистическая трагедия" В. Вишневского) А. Аркадьев был убедительнее, чем даже ленинградец Юрий Толубеев, удостоенный за свое исполнение Ленинской премии. А к мнению такого профессионала стоит прислушаться.
С провинцией связана и творческая деятельность заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Галицкого. Он руководил театрами Украины, России, Литвы, много занимался педагогикой. Как минимум двое воспитанников В. Галицкого стали знаменитостями. Именно он, будучи главрежем Тамбовского драмтеатра, открыл актрису Валентину Леонтьеву, ставшую одной их суперзвезд советского телевидения. Преподавая в Ленинградском институте культуры, В. Галицкий поддержал начинающего сочинителя пьес Сашу Галина - ныне одного из ведущих российских драматургов.
В. Галицкий, кажется, единственный из театральных режиссеров "одесского разлива", кто был удостоен Сталинской премии. Причем получил он ее, работая в Тамбове, за спектакль по пьесе местного драматурга - случай то тем временам довольно-таки редкий. (В Тамбовском театре до сих пор считают, что десятилетие, в течение которого тут работал наш земляк, было самым успешным в истории коллектива). Но, пожалуй, самое замечательное, что сделал мастер для родного города, это книга "Театр моей юности", в которой мемуарист с поразительной живостью и детальностью описал одесскую жизнь, в том числе и театральную, первой трети ХХ века. Более ярких мемуаров об этом периоде уже точно не будет.
Среди других примечательных пропущенных дат - 75-летие поэта-песенника Игоря Шаферана, тоже, к сожалению, уже покойного. Напомню, что ему принадлежат слова таких "народных" песен, как "Ромашки спрятались", "Гляжу в озера синие", не говоря уже о текстах десятков советских шлягеров, многие из которых давно уже разобраны на цитаты и заголовки. Вспомним навскидку: "Раньше думай о Родине, а потом о себе", "Море не может жить без моряка", "Мы желаем счастья вам", "Одна снежинка - еще не снег, одна дождинка - еще не дождь" и т.д. - цитировать можно до бесконечности.
А ведь в этом году можно было (и еще можно будет) отмечать еще немало юбилеев: 135-летие одного из самых знаменитых русских литературных критиков Юлия Айхенвальда, 125-летие блистательной актрисы Дарьи Зеркаловой, 110-летие поэта и мемуариста Бенедикта Ливщица, 100-летие композитора Антония Спадавекиа и дирижера Марка Павермана и даже такую несколько экзотическую дату, как 90-летие народного поэта Белоруссии Янки Брыля (есть среди одесситов и такие!).
Каждый из этих юбиляров в подавляющем большинстве других городов мог бы стать предметом особой гордости и почтения. Но только не у нас. И это при том, что мировой славой Одесса обязана в первую очередь своим знаменитым уроженцам. Грех не помнить об этом и не воздавать этим людям должное. Местные власти, конечно, можно упрекать за невнимание к юбилеям выдающихся земляков, что превратилось в дурную традицию, но - будем глядеть правде в глаза - при нынешней политической ситуации властям не до этого: им бы, как говорится, "день простоять да ночь продержаться". А вот то, что наши творческие союзы - театральных деятелей, кинематографистов, композиторов и др. - никак не популяризируют лучших представителей своего вида искусства, это уже беда. Не случайно же говорили древние: "Память - необходимое благо для жизни". Что ж, как помним, так и живем.
Александр ГАЛЯС.