Номер 35 (831), 08.09.2006
Кинематограф издавна называли царством мифов и иллюзий. Похоже, что кинематографисты всерьез "выигрались в эту роль" и творят мифы уже о самих себе. Вот и Станислав Говорухин написал письмо в защиту Одесской киностудии, в коем утверждает, что некие украинские нувориши хотят лишить Одессу "самой яркой ее жемчужины, принесшей столько славы Одессе и украинской кинематографии".
Оставим пассаж о "нуворишах" (это тема отдельная), а вот о славе стоит поразмыслить...
Я-то, честно говоря, полагал до сих пор, что самой яркой жемчужиной нашего города является здание оперного театра, соперничающее по красоте с прославленной Венской оперой. Но это, если говорить о материальном. Если же перейти к духовному, то вряд ли кто-то станет оспаривать, что Одесса славна, прежде всего, своими музыкантами и литераторами. Натан Мильштейн, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Буся Гольдштейн одна эта пятерка гениальных исполнителей способна составить славу любой, самой крупной державе. Точно также любую литературу украсили бы такие мастера, как Бабель, Олеша, Катаев, Ильф с Петровым... А теперь давайте сравним с кинематографом. Да, из Одессы родом такие классики, как Леонид Трауберг, Марк Донской и Роман Кармен, но ни один из них ни одного фильма не снял на нашей студии. Вообще, если судить по "гамбургскому счету", чести попадания на мировой экран из фильмов одесского происхождения удостоились лишь "Верность" и "Военно-полевой роман" Петра Тодоровского да ленты Киры Муратовой. И это за 85 лет деятельности!
Есть, правда, один бесспорный, мировой шедевр "Звенигора" Александра Довженко фильм, с которого ведет свой отсчет национальный украинский кинематограф, но об этом не пишут в письмах и не говорят на митингах; по всей видимости, "мэтры" нынешней режиссуры пропускали занятия по истории кино, а политики знание предмета не считают необходимым им лишь бы "засветиться"!
Разумеется, глупо отрицать, что на нашей студии снято несколько действительно очень хороших фильмов: "Ночной извозчик", "Перекоп", "Колиивщина" из числа довоенных, а после войны "Весна на Заречной улице", "Два Федора", "Жажда", "Зеленый фургон", "Никогда", уже упоминавшиеся "Верность" и "Военно-полевой роман"... Снимались картины не столь основательных художественных достоинств, но ставшие популярными "Вертикаль", "Приходите завтра", "Опасные гастроли", "Место встречи изменить нельзя", "Приключения Электроника", "Д'Артаньян и три мушкетера"... Однако вспомним, кто снимал эти ленты Хуциев, Габай, Ташков, Говорухин, Бромберг, Юнгвальд-Хилькевич... Имена всем знакомые, вот только "иных уж нет, а те далече", да и сняты эти картины, в лучшем случае, двадцать с лишним лет назад. Между тем от имени "одесского кино" вещают нынче личности совсем иного масштаба.
Но давайте перейдем к прозе. А проза, т.е. реалии нашей жизни таковы, что государство Украина финансировать кинематограф на советском уровне попросту не в состоянии. Тот, кто рассчитывает на возвращение советских времен, лишь тешит себя напрасными иллюзиями. Если мы "вступили в капитализм", то волей-неволей приходится принимать новые правила игры, где искусству не обойтись без частных инвестиций. "Основной фигурой кинопроцесса должен стать продюсер" утверждает руководитель государственной службы кинематографии многоопытнейшая Анна Чмиль. И с этим придется смириться. Ведь даже шедевры современного авторского кино западных стран создаются в большинстве своем отнюдь не на государственные средства. И ужас перед тем, что "командовать теперь киношниками будут бизнесмены, а не Минкульт" это, простите, детский лепет. Кино нынче дело очень и очень дорогое, а музыку всегда заказывал и заказывает тот, у кого есть деньги. Прежде это было государство, теперь у государства денег нет, значит, заказчиком становится бизнесмен. В Европе, в Соединенных Штатах так ведется изначально, тем не менее шедевры там не перестают появляться. Продюсеры ведь тоже бывают разные. Дино де Лаурентис, к примеру, финансировал немало глуповатых комедий, но и фильмы Феллини тоже. Так что тому, кто желает создать шедевр для Каннского фестиваля, придется искать соответствующего продюсера или... становиться Спилбергом и тогда снимай, что душе угодно.
А что касается опасений, будто отныне на студии будут сниматься телевизионные развлекаловки, так ведь сериалы тоже бывают разные. Есть "Моя прекрасная семья", но ведь есть и "Идиот". К тому же давайте вспомним, что и "Место встречи изменить нельзя", и "Приключения Электроника", и "Д'Артаньян и три мушкетера", и "Чародеи", и "Узник замка Иф", и ряд других картин, созданных на нашей студии, не что иное, как сериалы. (Правда, одна дама, полагающая себя кинокритиком, упрекнула автора этих строк: он, дескать, настолько не разбирается в кино, что не знает, что киносериалы и телесериалы совершенно разные вещи. Я в отличие от критикессы не считаю себя большим специалистом по части кинематографии, но люди, которые в этом деле таки да разбираются, пожимают плечами: с точки зрения кинопроизводства принципиальной разницы никакой.) Поэтому можно сказать, что речь идет о возрождении одного из самых успешных направлений деятельности Одесской киностудии. И если уж на то пошло, то где снимались "Маски-шоу", "Каламбур", "Джентльмен-шоу" как не на студийной базе?! Так что все утверждения, будто Одессу "хотят лишить самой яркой ее жемчужины", даже если они исходят от такого известного человека, как С. Говорухин, это, простите, от лукавого. Мы можем ностальгически вздыхать, пересматривая в который раз "Весну на Заречной улице", но этому замечательному фильму уже полвека, и тех условий, в которых он создавался, не восстановить ни в каких пробирках. Надо жить по-новому. Если мы стремимся в Европу, значит надо жить по-европейски. Впрочем, и в России кинематографисты уже живут по новым правилам и результаты мы видим наочно. Именно такой путь предлагают А. Ткаченко и его команда. Иного пути на сегодняшний день попросту нет.
И последнее. Готовя этот материал, я поинтересовался, как работает нынче наша киностудия. И вот что интересно: практически весь производственный состав ЗАО "Одесская киностудия" занят в съемках новых фильмов. И даже ощущается некоторый дефицит кадров...
Александр ГАЛЯС.
В коллаже А. КОСТРОМЕНКО: фонтан с мраморной статуей
Нарцисса, оцененный в 1 гривну.