Номер 35 (625), 23.08.2002

ВО ГЛУБИНЕ ТАВРИЙСКИХ ИГР

(Продолжение. Начало в №№ 32-34.)

5. Божевiльнi танцi...

Самым интересным на "Таврийских играх" стал день второй, когда программа была полностью посвящена выступлениям групп. Тон всему дню задало достаточно энергичное и живое получасовое шоу группы "Тартак", игравшей в Каховке впервые. Нельзя сказать, что эта команда – новичок на нашей музыкальной сцене, но, пожалуй, она все же незаслуженно обделена должным вниманием масс-медиа. "Тартак" сейчас на взлете и явно достойна большего, к тому же, это одна из немногих украинских групп, не страдающая от излишней серьезности. Этим и интересна. Все это лишний раз доказывало их шоу в виде гремучей смеси хип-хопа с брит-попом и поистине народным украинским драйвом. А наиболее известные по теле- и радиоэфиру хиты "100 %-й плагiат" и "Божевiльнi танцi" в живом звучании оказались настоящим выбросом энергии, способным расшевелить кого угодно.

Другая, выступившая в тот день группа, "Скрябин", на недостаток масс-медийного внимания пожаловаться не может. Особенно в периоды предвыборных кампаний, когда на практике воплощает ресторанный принцип "кто платит, тот заказывает музыку". То четыре года назад они стали непосредственными участниками и исполнителями успешного проекта PR-технологов по раскрутке псевдопартии псевдоэкологической направленности. То в канун закрытия ЧАЭС и соответствующей подготовки общественного мнения на телеэкранах появился их почти халтурный клип "Чернобыль-forever", несовершенный и примитивный в музыкальном и техническом плане, но зато пестревший атрибутами все той же политической партии. Прошедший сезон – новый всплеск пропагандистской активности, в которой группа, кажется, превзошла сама себя и все мыслимые пределы скрытой политрекламы. Тут уже одним лишь клипом и концертным туром в поддержку дело не ограничилось. На свет появился уже целый альбом под недвусмысленным названием "Озимi Люди", в котором подбор новых песен и даже их названий был составлен так, чтобы отвечать требуемому имиджу нового муззаказчика. С поразительной частотой экраны многих каналов заполнили три новых клипа "Скрябина", признанные внести в головы потенциальных избирателей требуемые образы и установки. В одном, меланхолично-медленном, музыканты ненавязчиво прорастали сквозь пелену снега, словно колосья озимых. В другом, обнадеживающе-певучем, Кузьма задушевно пел младенцу о крыльях и полете, в то время как экран выдавал надпись: "Старое поколение политиков тормозит развитие страны". Ну а в третьем, утверждающе-бодром, энергичный видеоряд песни с красноречивым названием "Герои" содержал чередование портретов исторических персонажей украинской государственности прошлых веков и фотографий лидеров "Команды озимого поколения"!!!

Современные PR-технологии, оперирующие к области подсознательного, – это серьезно. Вдвойне серьезно, когда "промыванием мозгов" занимаются музыканты, собственноручно подменяя творчество пропагандой. Как видно, еще рано списывать в прошлое дело идеологов печально известных тоталитарных режимов начала XX века, отводивших творчеству и искусству именно такое предназначение. Но ничего не проходит бесследно. И поэтому, слушая "Скрябин" на "Таврийских Играх" в Каховке, ловишь себя на мысли, что воспринимаешь их исключительно сквозь тот шлейф политических имиджей, которые они сами и создали. Теперь эта группа вынуждена остаться на отечественной сцене фигурой одиозной и по-своему трагичной, наглядно показав, что бывает, когда талантливые и самобытные музыканты переступают ту черту, за которой заканчивается творчество и начинается идеология. Воспринимать после этого адекватно их песни, творчество и тем более искренность уже как-то даже и неудобно. Доверие к артисту формируется годами, но может быть разрушено очень быстро.

На "Таврийских играх" музыканты группы "Скрябин" повеселили зрителей, появившись на сцене в вечерних платьях. Отыграв своего "Бультерьра" в нарядах трансвеститов, под финал они дружно скинули с себя женские одеяния, под которыми не оказалось ничего, кроме их голых тел и пляжных трусов большого размера. Чего только не сделаешь, чтобы привлечь к себе внимание!

Одним из самых сильных моментов фестиваля останется программа финской группы "Bomfunk MC's". На пресс-конференции двое фронтменов группы, Боу и ди-джей Гисмо, напоминали персонажей анекдотов про "горячих финских парней": медлительные движения, неторопливые ответы на вопросы, тихие голоса, казалось, лишенные всяческих эмоций. Но на сцене их словно подменили. Обращал на себя внимание и по-западному просчитанный холодный профессионализм, с которым была умело составлена программа. Музыкальное звучание продумано до каждой мелочи, три брейкера на сцене выделывают синхронное танцевальное шоу, а энергетические выпады вокалистов заводят зал с первых же строчек текстов. Да еще и этот магнетический звук с низкими частотами, шумами и электроникой, от которого невозможно устоять на месте. В зале творилось что-то невообразимое. Иногда гул толпы перекрывал мощное стосорокакиловаттное усиление! Десятки тысяч людей у сцены и на склонах двигались в едином ритме, не в силах остановиться, и целые клубы пыли поднимались в воздух из-под их ног. Глядя на бушующее от эмоций пространство, так и возникали ассоциации с колонией биороботов, настроенных на единую программу. Выступать следом после такой энергетической встряски было просто безумием. Следующими на сцену по программе предстояло выходить "Океану Эльзы".

(Окончание в следующем номере.)

Олег МЕЛЬНИЧУК.

На фото Андрея Петрова ("Таврiйскi iгри"): пропагандист-агитатор Андрей Кузьменко ("Кузьма") из группы "Скрябин". Пару минут назад на нем было вечернее красное платье.