Номер 34 (779), 01.09.2005
Офис рекламного агентства, 6 часов вечера. Разговор двух служащих:
Привет!
Привет!
Ты чего такая уставшая?
Я не уставшая, я думаю.
Что, опять работой завалили?
Да не то, чтоб завалили, просто креатива просят, а у меня с этим... сам знаешь туго. Вот и парюсь.
Ну так ты ничего не высидишь, лучше иди домой, отоспись, а завтра, глядишь и идеи появятся.
Ну, спасибо, я-то думала, ты поможешь. Да и кто меня отпустит?
А действительно, кто же отпустит? Ведь уже 6 вечера, и все давно ушли.
Что, серьёзно, а я и не заметила.
Да я вижу, ты спишь на ходу, давай собирайся, я через пару минут сам ухожу, могу и за тобой зайти.
Заходи, заходи, я сейчас, я быстренько, только ещё кое-что обдумаю...
А ведь действительно есть над чем подумать: шеф заказал рекламу, стилизованную под начало ХХ века. Ему, видите ли, выпендриться захотелось, а мне работы невпроворот! Я, конечно, в архивах порылась и, оказывается, в те времена в Одессе было ничуть не меньше рекламы, ведь у нас всё-таки торговый город. И издания исключительно рекламные были: "Одесский листок" и "Южно-Русский альманах".
Какой полезный опыт! А наши специалисты должны были с нуля начинать: практику советской рекламы, с её серостью, унифицированностью всех товаров, уже нельзя было применить, западная же реклама часто совершенно не соотносилась с нашим менталитетом. Кроме того, одесская реклама начала века заимствовала достижения европейских мастеров: использовались французские, немецкие, итальянские шрифты, всевозможные рамки и (уже тогда!) появлялись цветные объявления! Ведь это было время модерна, когда пышность и витиеватость форм были везде начиная от архитектуры, литературы, одежды и заканчивая книжным оформлением и шрифтами. Но новая власть посчитала пышность буржуазностью и с лёгкостью откинула это огромное наследие, а впоследствии многое из этого просто потеряла. На смену европейским шрифтам пришли новые, созданные для обучения народных масс, т.е. упрощённые донельзя.
Когда держишь перед собой рекламу начала ХХ века, то чувствуешь в ней традицию, вкус, колорит Одессы. Уже тогда в газетах печатались анекдоты, помещались карикатуры, давались советы. А маркетинговой хватке одесских редакторов можно только позавидовать: например, газета "Одесский листок" бесплатно рассылалась в отели, кафе, пароходы, на железную дорогу, и по праву считалась самой известной среди жителей города.
Вот интересно, если использовать те достижения, получится ли повторить такой успех?
... Ты что спишь?.. Нельзя и на минутку отойти, как верные сотрудники норовят превратиться в спящих красавиц. А ну, подъём!
Анна СОКОЛОВСКАЯ, студентка ОНУ.